
День Преображения Господнего 19 августа в народе называли праздником Спаса. По традиции в этот день святили фрукты (яблоки, груши), мед, калачи, изготовленные из муки нового урожая.
После окончания церковной службы освященными пирогами и фруктами угощали детей и нищих.
Считалось большим грехом пробовать яблоки и груши до Спаса. Особенно ревностно этому запрету следовали родители, которые потеряли детей, а также дети, у которых умерли родители. Во многих регионах Украины рассказывали старинную легенду о том, что на Спаса на том свете Божья Матерь раздает всем умершим деткам яблочки, но тем, чьи родители на земле пробовали эти фрукты к празднику, не дает ничего, поэтому они горько плачут, проклиная свою судьбу.
В день Спаса кроме фруктов и меда в церковь несли большие охапки трав, цветов, огородных растений. В результате каждый вид освященного зелья использовался с конкретным назначением. В частности, цветы базилика ("васильков") применяли для лечения рожи, падучей болезни, запоя и внутреннего жара.
Кроме того, с него делали подстилку в гробу, изготавливали подушечку для покойника, венки для умерших незамужних девушек. Отвар "сон-травы" использовали при расстройствах сна. Листья бархатцев ("повнякив") клали в купель для слабых и худых детей, ведь считалось, что после этого они наберут вес.
По народным приметам, праздник Спаса считался еще одним днем, когда лето встречается с осенью. В это время уже ощущались первые признаки будущих холодов, поэтому говорили: "Пришел Спас, готовь рукавицы про запас". Во второй половине августа, ближе к Успения, крестьяне начинали завершающую операцию трудового сельскохозяйственного года - сев озимых. По обычаю, для этого использовали сначала зерно от освященного на Спаса и обмолоченного обжиночного снопа. Таким образом завершался земледельческий год и замыкался годовой круг обрядового аграрного календаря.
Комментарии