четверг, 12 июля 2012 15:16

До Петра пастухи не стригли волос

  Апостолы Петр и Павел, украинская икона 17 века. В древних колядках апостол Петр изображен опекуном урожая: запахивает ниву на озимь, а погонщиком у него святой
Апостолы Петр и Павел, украинская икона 17 века. В древних колядках апостол Петр изображен опекуном урожая: запахивает ниву на озимь, а погонщиком у него святой

"На Петра й Павла, кажуть стариє люди, обязатєльна треба пуйті зрабіть перший зажин. Хто зажне жменьку жита, хто — пшениці чи ячменю. Зажали і приносили в хату, ставили на покуті. Стоїт целую зиму. А тоді його берем да обомнем, да як сієш жито, дак береш і перший раз ним засієш", - рассказывает 72-летняя Анастасия Винниченко из села Потиевка Радомышльского района на Житомирщине.

В этот праздник обязательно нужно было испечь "новый" хлеб, даже из муки с недозрелого зерна. Также первый раз копали картошку.

"Ранньої ж картошкі люди ще не зналі і не чулі. До Петра єлі стару, а на Петра накопают вже нову" , - объясняла 2003-го тогда 77-летняя Мария Гошко из села Жовтневое Попельнянского района Житомирской области. - І борщ нови варілі на Петра. Підут вщипнут капустяного листка, бурака якого, моркви з картоплєю ну й ізварат. Не так, як тепер, що іще холодно, а рання капуста вже в парниках, і люде вже їдят. А раньше на Петра жонкі робілі "первіни" — обієд такий із усього новєнького. Петро без нового хлєба і без картоплі не сідає ні снєдат, ні обєдат. А ще й без гріба. Всієгда на Петра був уже гріб в лєсє.

На Полтавщине и Сумщине петровские обеды, на которые собирались только женщины, назывались "бриксы". Устраивали их, чтобы коровы не брыкались и не дрались, чтобы хорошо "отбегали" и привели здоровых телят. Чтобы удачно соединить корову, по дороге к быку через нее надо было перебросить найденную на дороге палку или мальчишеские брюки. На Подолье женщины в этот день "замачивали подойники" - вместе обедали, а потом травами желтого цвета закармливали коров, "чтобы желтое молоко было". А на Харьковщине такие обеды готовили на следующий день после праздника. Называется он Полупетра или Петрового отца. Резали трех петушков и варили в трех чашках три борща, ибо "святой Петр до третьих петухов три раза отрекался от Христа".

Как после Петра, то и после тепла - жара будет уже спадать

На Петра заканчивается Петровский пост. Разговлялись молочными блюдами, сыром и маслом, которые хозяйки собирали на протяжении всей Петровки. Варили вареники с творогом, готовили творожные бабки и налистники.

"А то на Петра мама пекла такіє оладі з сиру, муки і яєць — такіє наче сирникі. Казали на них мандрики , - вспоминает Анастасия Винниченко. - Їх заливали сметанкою, масла туди укінут і в піч. Там воно пріє мо' часов два. Ну дуже вже вкусне. У нас ще кажут, шо зазулька вдавитса вже цими мандриками, і куват не буде по Петрі".

Легенда рассказывает, что апостолы Петр и Павел путешествуют в это время по земле и питаются только сырниками-мандриками. Когда-то кукушка украла у святого Петра одну мандрику. За это ее Бог наказал, и она ежегодно на Петра-Павла давится ею и перестает куковать. Если же кует и после Петра - на долгую и теплую осень.

Общественные пастухи когда-то не стригли волос до Петра, и в этот день держали пост, чтобы выпас скота прошел без потерь в стаде. Вечером их хозяева угощали водкой и мандриками, одаривали комом масла и сыра.

На Петра и Павла наступает макушка лета - период наибольшего тепла. С этого дня начинали готовиться к осени.

"Сонце вже поверта на зіму і відна, шо день менчає , - рассказывала Мария Гошко. - Мама моя казали, шо прійшов Петро й ущіпнув лісток — ліст перші пада з дєрєва. Ну, і як по Петрі, то й по теплі — жара буде вже спадати".

 

Святой Петр сделал мужчину сильнее, чем женщина

Когда-то женщины имели большую силу над мужчинами, рассказывает давняя народная легенда. Однажды Бог, Петр и Павел ходили по земле и зашли в один дом попроситься на ночлег. Хозяин пустил их, но предупредил, что жена у него злая и может их побить в сердцах.

Ночью приходит из кабака пьяная женщина, увидела путников и давай их ругать лодырями. Как ударит кулаком Петра, лежавшего с краю. Передвинулся он под стену. А женщина и дальше свирепствует:

- Этого, что с краю, я набила, набью теперь того, что под стенкой.

Опять Петру досталось. И сделал обиженный Петр так, чтобы мужчина был сильнее и верховодил женщиной. Поэтому на Петра мужчины и женщины празднуют отдельно.

Бытовала в украинских селах легенда и о том, как Бог с Петром и Павлом ходили по миру, а колосья же тогда росло не на конце стебля, как теперь, а почти от самой земли. Зашли в одно село и попросились в дом на краю на ночь. Хозяйка же испекла хлеб. Заметила вдруг, что ребенок вымазался. За хлеб и давай его вытирать. Бог, увидев это, рассердился и ушел из дома со своими учениками. На поле взял за колосья и так потянул колосок, что зерно из него стянул почти до конца. Петр с Павлом едва успели схватить его за руки и давай умолять:

- Опомнитесь, Боже, не теряйте на свете всего живого. Ведь без хлеба мир пропадет, оставьте хоть собачью и кошачью пайку.

С тех пор якобы колоски такие маленькие. А Петра и Павла празднуют как предуборочный праздник. Потому что спасли людям хлеб.

Автор: Материалы к украинской этнологии. Том 15. Львов, 1912
  Петровская качели с Гуцульщины
Петровская качели с Гуцульщины

Петровская качели помогала от сглаза

"Гойдалки у нас ставили на Петра й Павла — орелі звалися , - вспоминает 82-летняя Мария Войтенко из села Большая Рача Радомышльского района Житомирской области. - Один зробить коло себе коло двору, і ходили дівчата з хлопцями, носили яйця, щоб погойдатися на цій орелі".

"Орелю робили надьожну, шоб не вповбивалися ніхто, - добавляет ее соседка, 65-летняя Юлия Стадченко. - Ставили стовпи закопани. А тоді поперечина — турніка такого наче робили. І не верьовки чіпляли, а із дерева оце такі доскі тута прибиті. Да кольца брали вверху, шоб воно не обірвалося. А тута дерев'яна лавочка. І за це хазяїнові давай яйця. А покачатися ж так хочеться! Ну, й приносили, у матері виклянчувалі".

Вечером у качелей молодежь пела "орельные" петровки, как:

Ой у лісі, у лісі на кленку,
Там поставив Іванко гойдалку,
Та колише Голяну-коханку.
Він її гойдає високо,
Шоб було її видненько далеко,
Щоб її биндочки маяли,
Щоб її перстені сіяли.

В языческие времена качание на деревьях люди воспринимали как способ очиститься воздухом - одной из четырех стихий. Это должно было добавить здоровья, снять порчу с человека перед жатвой. На Полесье ранее петропавловские качели ставили вблизи кладбищ. Качаться на них могли все: и молодые, и старые. Чем выше будет слетать качели, считали, тем выше вырастут лен и конопля. А колос ржи и пшеницы нальется большей силой.

Сейчас вы читаете новость «До Петра пастухи не стригли волос». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть