среда, 27 марта 2013 12:04

К анафеме Ивана Мазепы в России относятся осторожно - историк

К анафеме Ивана Мазепы в России относятся осторожно - историк
Татьяна Таирова-Яковлева является ведущим историком по мазеповедению. Фото: Ольга Скороход

Анафема Ивану Мазепе, принятая русской православной церковью, не вкладывается в церковные каноны. Об это историк Татьяна Таирова-Яковлева рассказала в Киеве на презентации своей книги "Иван Мазепа и Российская империя. История "предательства".

"Анафема была сделана по прямому приказу Петра и не имела ничего общего с церковными канонами. Сохранилось даже письмо с конкретным указанием придать Ивана Мазепу анафеме. Петр не один раз использовал анафему в своих целях. Потом он придал анафеме любовника своей первой жены Евдокии Лопухиной, тоже только для того, чтобы сделать ему хуже. Он еще его на кол посадил", - рассказала она.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как на самом деле выглядел Иван Мазепа?

По ее словам, нарушение присяги - это не исключительное событие в истории:

"Присягу нарушали многие гетманы, начиная с Богдана Хмельницкого, который присягал польскому королю, а потом Россия еще и привела аргументы почему он эту присягу может нарушить. Собственно, аргументом было то, что польская сторона не выдерживает какие-то условия соглашения. Кроме того, присягу нарушали все гвардейские офицеры Российской империи 18 века, которые сначала присягали Иоанну Антоновичу, а потом позволяли его свергнуть и присягали Елизавете Петровне или присягали Петру ІІІ, потом позволяли его убить и присягали Екатерине и так далее. Поэтому все офицеры, начиная с Орловых и Потемкиных, тоже должны были быть подвергнуты анафеме".

Отношение к отлучению Мазепы от церкви в современной Росии уже не такое однозначное, как раньше, уверяет Таирова-Яковлева.

"Антимазепинская риторика последние года два стихла в России. Особо яростных выпадов я давно не слышу. Я надеюсь, что период оголделого антимазепинского настроя прошел. Понятно, что он был связан с политикой. Специалисты по богословию говорят, что за нарушение присяги максимально, что полагается по церковным канонам - это отлучение от причастия, пока человек не покается или не исповедуется. Это максимально. Мои знакомые священники Московского патриархата также придерживаются мнения, что с богословской точки зрения анафема Мазепы является неверной позицией. Даже руководство патриархата высказывалось довольно гибко в этом вопросе, мол надо разбираться", - подвела итог историк.

Сейчас вы читаете новость «К анафеме Ивана Мазепы в России относятся осторожно - историк». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

105

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть