Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения председателя Провода ОУН Степана Бандеры. Он родился в селе Старый Угринов - теперь Ивано-Франковская область в семье священника.
"Был невысокого роста, 166-167 см, лицо слегка овальные, свежее, голова от лба полысевший. В груди и плечах широк. Присмотревшись внимательно к его ходьбе, можно было заметить, что правой стопой становился легко на правый бок. Преимущественно был одет в серый наряд. Одевался скромно, не отличался от других. Имел темно-серая шляпу, но в основном носил черную беретку, как француз", - так описал о внешности Степана Бандеры во времена проживания в Германии руководитель оуновской разведки Степан Мудрик.
Друзья со времени учебы в Стрыйской гимназии (1919-1927), а затем на агрономическом отделении Львовской политехники (1928-1934) отмечали его бережливость, юмор, честность, превосходство к людям, которых считал "неидейнимы".
"Он имел такую привычку, что тем людям, которым он не верил и к которым относился с пренебрежением, не смотрел в глаза, только смотрел как раз в окно", - вспоминал его гимназический товарищ Ярослав Рак.
О людях "неидейних" или бесхарактерных всегда высказывался пренебрежительно: "Темный народ! Ни читать, ни писать ". Нередко обижался друзей, которые помогали таким. Оуновец Григор Мельник вспоминал один из таких случаев со студенческих лет Бандеры, пишет Збруч.
"Как-то в Академическом доме во Львове в столовой собралась большая группа товарищей. В общем разговоре один из них, изучал право, сказал:
- Я к никакой политики не мишаюся. Я украинский студент - и это все!
Степан посмотрел на него, иронически пидсмихнувся, встал и вышел. В ближайшее вместе снова пришел тот "неполитчиний" товарищ между нами, как обычно, начал здороваться, подавая каждому руку. Когда же подошел с вытянутой рукой к Степану, то отвернулся и заложил свои руки в карманы. Вышла имела констернация (смущение). После того случая я обратил Степану внимание, что тот жест был не на месте, потому что сделал неприятность не только зарозумильцеви, но и всем присутствующим. На этот раз Степан решительно с места отрезал:
- Как тебе это не понравилось, можешь заскаржиты меня в суд.
В другой раз в Дубляны он узнал, что я помог одному товарищу при испытании по химии. Потому что Степан считал того студента бесхарактерным человеком, вычитал меня за то добрый "Патер Ностер".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На Львовщине 2019-й объявили годом Степана Бандеры и ОУН
А вот со своими друзьями Бандера всегда был дружелюбным, всем делился, любил шутить. Юмор вообще был его удельной чертой. Практически всех, кто знал Бандеру, обращают внимание на это.
"Степан переплетал всякие дискуссии остротами, некоторыми цитатами из Священного Писания, высказываниями народной философии или по украинской литературе, преимущественно из поэзии. Любил тоже подражать способ говорения других друзей, причем приводил их высказывания почти слово в слово, с большой дозой юмора. Это ему все хорошо удавалось, потому что имел большую память. Таким был Степан среди товарищей. При пластовых костре Степан любил притворяться Махатмой Ганди. Обвившись коцом по-индусской, вылезал на дерево, звидкиля с большим пафосом, употребляя экзотические мимики лица и жестов рук, произносил "по-индусской" зажигательную речь. Пластова братия при костре ревела и каталась от смеха", - вспоминает Григорьев Мельник.
Когда речь шла об организационных дела, говорил необычно важно, деловито и серьезно. О стиле работы Бандеры в своих воспоминаниях упоминает член Заграничного Провода ОУН, историк Петр Мирчук так: "На всех заседаниях Провода Бандера обращал внимание на деловитость, не любил описательного промовництва (красноречие) и других сдерживал от отхождения от темы и заканчивал каждую точку принятием окончательного решения по данному делу и доверенности, кто отвечает за выполнение данного решения. Свой взгляд выражал на конце, после того как высказались все остальные члены Провода и перед дискуссией. Свой взгляд в дискуссии всегда защищал, но по окончании дискуссии ставил вклад оформленного решения на голосование, и когда случалось, что он был переголосован, он с респектом принимал решение до сведения как обязывающее ".
Но, когда разговор на организационные темы заканчивалась, он становился веселым, разговорчивым, шутливым и любил, когда его спиврозмовець тоже соответственно себя вел. Охотно слушал шуточные истории своих друзей или собеседников. Член Провода ОУН Николай Климишин замечал, что "Бандера умел очень легко так искажать слово или соответственно его делить или произнести, что выходил веселый каламбур".
Скорее всего, это его умение привело к тому, что с 1928-1930 гг. Он стал одним из авторов ежемесячного юмористического журнала "Гордость нации". Свои сатирические статьи подписывал псевдонимом "Матвей Пардон".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вятрович сказал, что думает об идее присвоить Бандере звание Героя Украины
Львовский политех Бандера так и не закончил, поскольку был осужден польскими властями к пожизненному заключению за организацию покушения на польского министра Бронислава Перацкого.
Уже после освобождения из тюрьмы продолжил самообучения и того же требовал от своих собратьев. "Читал очень много, в частности историческую литературу, воспоминания политических деятелей, в том числе чужих - польских и немецких. Писал очень четко. Интересовался развитием техники, читал технические журналы, - вспоминал Степан Мудрик. - Во время разговора никогда не перебивал собеседника, терпеливо все выслушивал. Когда ему кто-то высказывал какие-то свои планы, тогда он просил все аргументировать, давать примеры. Был очень дискретный, никогда не говорил, от кого он данное дело знает. Говорил очень выразительно и убедительно, не повторялся. Был очень трудолюбивый и того же требовал от всех, кто с ним сотрудничал ".
Был членом спортивных организаций "Сокол" и "Пласт". Составляя 26 февраля 1923 пластовой экзамен, в графе напротив бережливости юноша сделал запись: "За сэкономленные деньги купил себе пластовое униформу и мандолину". Степан Мудрик писал, что Бандера: "Не курил, не употреблял алкоголя, регулярно делал физические упражнения, в том числе и тогда, когда сидел в тюрьме. Любил природу, ходил в горы на прогулку. Зимой часто ездил на лыжах".
3-го июня 1940 Степан Бандера женился в Кракове с Ярославой Опаривской, дочерью священника УГКЦ о. Василия и Юлии Ганькивськои. Свадьба была очень скромное, с участием не более 10 человек. Некоторое время супруги жили на ул. Лютеранской, а затем на две недели уехали в Варшаву на съемной квартире, где проживали под фамилией Гуцул. Об этом периоде Николай Климишин вспоминал: "После женитьбы Степана Бандеры, особых изменений в его жизни не замечалось. Жил он очень скромно. Имел очень скромную комнату ... Одно можно сказать, что в него комната и вся эта домашняя обстановка была просто бедная, скромнее, чем у кого-либо другого ".
Женщины не были предметом особых интересов проводника ОУН, что характерно для его от главных командиров УПА - Романа Шухевича и Василия Кука. Бандера был образцовым семьянином. Любил ходить на базар за покупками и помогать жене Ярославе по хозяйству. Слава Стецько, которая близко знавший Бандеру (дружили семьями), вспоминала: "Он был очень семейный. Это было самой, что так скажу, его чертой ... Он, как говорится, был ко всему. И в кухне мог справиться дать, и авто направить, и свет направить, и там круг патефона мог что-то мастерить, и, очевидно сам на пишущей машинке писал ".
Степан Бандера и Ярослав Стецько были авторами Акта восстановления Украинского Государства 30 июня 1941. 5 июля 1941 Бандеру поместили под домашний арест, а с 15 сентября 1941 года - в центральную Берлинскую тюрьму. С начала 1942 года по август 1944 находился в концлагере Заксенхаузен в бункере "Целленбау". В сентябре 1944 года его освободили и предложили участие в руководстве антисоветского вооруженного движения в тылу Красной армии, однако Бандера отклонил предложение и на сотрудничество не согласился.
15 октября 1959 в подъезде дома на улице Крайтмайр, 7 (Kreittmayrstraße), в Мюнхене в 13:05 нашли еще живого залитого кровью Степана Бандеру. Медицинская экспертиза обнаружила, что причиной смерти был яд. Богдан Сташинский из специального пистолета выстрелил в лицо Степану Бандере струей раствора цианистого калия. Два года спустя, 17 ноября 1961, немецкие судебные органы объявили, что убийцей Степана Бандеры является Богдан Сташинский из приказа Шелепина и Хрущева.
1 января 2019, в Киеве состоится традиционное факельное шествие к 110-й годовщине рождения лидера ОУН Степана Бандеры.
"Украинцы почтят проводника ОУН в день его рождения многолюдным факельный маршем. Приглашаем всех желающих присоединиться к событию", - сообщила пресс-служба партии "Свобода".
Мероприятие начнется в 18.00, стартовая точка марша - парк Тараса Шевченко.
Комментарии
2