Ексклюзивы
пятница, 22 июня 2012 14:28

Древние люди имели ген неприятия молока, поэтому делали йогурты

Автор: Фото: cpace.ru
  Черепки горшков, изученные в работе

Ученые из университета Бристоля (Великобритания) считают, что люди научились перерабатывать молоко не менее семи тысяч лет тому назад. Об этом свидетельствует химический анализ керамики, найденной в навесе Такаркори - на стоянке доисторического человека в горах Тадрарт-Акакус, что в пустыне Сахара на территории современной Ливии.

Неглазурованная керамика, которую археологи обнаружили в Ливии, носит следы жирных кислот животного происхождения. Скорее всего, они являлись составляющими молочных продуктов, например, йогурта, утверждают исследователи.

Около 10 тысяч лет тому назад климат в Сахаре был менее суровым. Там имелась растительность, а населявшие степные районы племена охотников-собирателей вели полуоседлый образ жизни. Они изготавливали керамику, охотились на диких зверей и собирали урожай дикорастущих злаков, рассказывают ученые.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Японии нашли древние дощечки для переписи населения

Но где-то 7-5 тысяч лет тому назад Сахара начала превращаться в пустыню, а человеку пришлось полагаться на кочевое животноводство. И хотя археологи ранее обнаружили на территории горного массива Тадрарт-Акакус многочисленные образцы наскальной живописи, свидетельствующие, что древние кочевники Сахары приручили скот, прямых доказательств употребления ими в пищу молока до сих пор не было.

Автор: Фото: nature.com
  Изображение коров, созданные в горах юго-западной Ливии 5-8 тысяч лет назад, свидетельствуют о том, что эти животные играли важную роль в жизни жителей региона

"Мы уже знаем, насколько важны были молочные продукты для обитателей неолитической Европы - ведь животное может давать молоко на протяжении многих лет жизни - а теперь нам удалось найти доказательство, что доисторические жители Африки тоже доили молоко", - рассказала Джули Данн из университета Бристоля. По ее словам, открытие дает важные сведения в понимании эволюции гена непереносимости лактозы, который изначально присутствовал у всех людей.