Недавно историк Ярослав Грицак обвинил Степана Бандеру в расизме. Был ли на самом деле лидер украинских националистов расистом, интересуемся у автора книги о Бандере, кандидата исторических наук Николая Посивныча.
"Степан Бандера был очень интересным и забавным юношей, - рассказывает историк. - Он любил рассказывать анекдоты, петь, имел веселый нрав, играл на мандолине, в школе устраивал показательные борцовские бои. Если бы увидеть его в жизни, то он не отвечал своим бронзовым непоколебимым памятникам. В моей книге "Жизнь и деятельность Степан Бандера: документы и материалы (Тернополь, 2011)" помещено воспоминание Григора Мельника о пребывании Степана Бандеры в пластовом городке "Красной калины". Правдоподобно читая и рецензируя книгу Гжегожа Россолинского-Либе, Грицак нашел информацию о том, что Бандера заворачивался в простыню, вылезал на дерево, и представлял из себя обезьяну - таким образом изображал Махатму Ганди. Реально они перепутали Бандеру с пластуном Львом Сенишиным - "Факиром".
Бандера не мог брать пример учения Ганди, ведь у нас была совсем другая ситуация, - пояснил Посивныч.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Комуняку на сук" - во Львове состоялся факельный марш в честь Бандеры
"На самом деле Бандера закутывался в простыню и произносил речи Ганди, - сказал историк. - Это не было прямое оскорбление ни Ганди, ни его движения. Я сомневаюсь в том, что Степан Бандера, будучи молодым юношей, очень хорошо знал учения Ганди, что и как он делал. Относительно непринятия Бандерой способов борьбы Ганди, то в тогдашних условиях такими мирными способами можно было победить Британскую империю. К сожалению, нам попались не те соседи и колониалисты, как англичане, которые могли мирно передать власть индусам в руки безоружных и военных конфликтов".
Относительно обвинений в расизме, то, по словам Посивныча, Бандера не мог быть расистом.
"Потому что он не жил в мультикультурной среде. Иногда кажется, что его пытаются обвинить во всех смертных грехах нашего 21 века. Но тогда были совсем другие условия жизни. Он учился и с евреями, и с поляками и нормально с ними общался. Он был фактически воспитанный на польской образовательной системе. И называть его или антисемитом, или расистом достаточно некорректно. Нет никаких прямых подтверждений", - пояснил историк.
Комментарии
50