Самым доступным и дешевым инструментом предоставления и получения информации на протяжении всей советской истории оставалось радио.
Задачей для большевиков в 1920-х гг. было проведение общей радиофикации страны, так как радиоприемники с технической точки зрения были недорогим и действенным средством распространения информации.
Советский Союз не слишком и отставал от Запада по темпам радиофикации, а проводное вещание стало советским изобретением, повторили только в странах с тоталитарными режимами. В 1922 г.. В письмах к членам Политбюро ЦК РКП (б) Ленин сформулировал тезис о полной радиофикации страны. Постоянное радиовещание началось с 1924 г.. и быстро набирало обороты и уже с 1920-х гг. возникают следующие жанры: радиорепортаж, радиорозмова, радиогазета; быстро развивалось и молодежное, музыкальное и детское радиовещания.
В 1928 г.. дело радиофикации перевели в ведение союзного Наркомата почт и телеграфов, в 1933 году. создано отдельное ведомство - Всесоюзный комитет радиофикации и радиовещания. По постановлению ЦК ВКП (б) от 17 июня 1925 все органы радиопропаганды переходили в ведомство Наркомпроса. Распоряжение ЦК от 10 января 1927 утверждает практику партийного контроля над радио.
Такое активное стремление партийных функционеров централизовать информационный поток свидетельствует о важности радиовещания как инструменте в подаче информации. Декреты и специальные органы по делам радиовещания были созданы для монополизации информации в руках власти. Таким образом, возможность диктовать информацию населению имела право только государство.
Радио способствовало сближению населения: житель Полтавы слушал такую же радиопередачу, что и житель Хабаровска и это, в какой-то степени, помогало ассимилировать населения в общих рамках, используя единственный инструмент влияния. Кроме пропагандистской и информационной роли, на радио полагались еще воспитательные функции, имело целью воспитать "нового советского человека".
Советское радио создало массовое общество, где личность теряется на общем фоне. Карл Ясперс утверждает, что "массовое общество" - болезнь XX в., где человек предстает частью большого организма и попадает в руки посредованности. Массовое общество одинаковое, оно не является сознательным, такому обществу не свойственна ответственность и критическое мышление. Общество, в котором происходит стандартизация всех общественных форм существования, согласно Ясперсу, непременно ведет к созданию тоталитарного режима.
До 1950-х гг. радио было самым распространенным источником получения информации (телевизоры массово начали покупать только со второй половины 1950-х гг.). Поэтому утро каждого советского человека начинался одинаково: в шестом утра звучало торжественное: "Говорит Москва", далее гимн и утренняя зарядка. Особенно четкое представление о "правильном дне" "правильной советского человека" дает анализ времени радиоэфира 1920-1930-х гг. В последние годы первой и в годы второй пятилеток радиовещания в Советском Союзе проводилось утром с 6 до 8:00 утра, с 10 до 12:00 днем и вечером с 18 до 24 часов. Таким образом можно сделать вывод о правильном распорядке дня, когда советский человек может слушать радио: когда собирается на работу, когда имеет рабочий перерыв и свободное время после работы.
Формирование содержания эфира изначально радиовещания происходило по четко прописанной методике, имела две цели - дифференциацию аудитории и ее программирования. При этом учитывалась специфика слушателей соответствии с определенными критериями: национально-языковой, социальной, геополитический.
Ежедневное радиовещание демонстрировало распорядок дня правильной советского человека, ежедневные радио - зарядки создавали человека с новой телесностью. А вот передача "В рабочий полдень", которая шла с 10 до 12 дня, указывает на "правильный рабочий день", что советский человек должен быть предан работе и трудовому коллективу.
Если говорить о репертуаре музыкального радиовещания, то чаще всего транслировали классические произведения. Так, в 15 часов по московскому времени 17 октября 1922 состоялась трансляция первого радио-концерта. В программу вошли произведения в исполнении Большого театра и солистов Н.А.Обуховой, Р.Н.Венгеровой и Б.М.Евлахова. Для советского человека классические произведения радиоконцерт стали привычным делом. Более того, классическая музыка стала символом власти в широком смысле.
Впрочем, наибольшую популярность приобрела "уличная песня", которая считалась частью советской массовой культуры. Песни из этого жанра говорили об общественной жизни и общепринятые нормы и несли в себе воспитательные функции. В основном их тематика касалась сфер труда, а выполнялись, как правило, хорами. Поддерживалась инициатива по сбору песен во вновьсозданных колхозах и совхозах, а произведения сельских деятелей приравнивались к фольклору.
По отношению к восприятию художественного вещания аудитория радиослушателей различалась организаторами по производственно-бытовыми показателям. Крестьянская группа отличалась восприятием наиболее упрощенной художественной продукции: частушек, радиотеатра и уличной песни. Группа рабочих имела широкий круг музыкальных предпочтений: киномузыка, эстрада, опера и оперетта, а также музыкальные ансамбли. Интеллигенция за своими музыкальными предпочтениями более тяготила к пролетарской группы.
Невероятно вырос авторитет радио в годы Второй Мировой войны, когда люди собирались у радиоприемника, чтобы послушать последние новости с фронта. Однако, расцвет советского радио приходится на 1950-1970-е гг. В 1959 г.. СССР занимал первое место в мире по мощности радиостанций и второе по количеству радиоприемников - на 4-х человек по одному радиоприемнику.
С 1957 г. транслировалось утреннее музыкальное шоу "Веселый спутник", которая часто своими шутками выходила за рамки дозволенного. В годы "оттепели" значительно возросло количество представителей эстрады. Этому способствовало проведение молодежных конкурсов для талантливой молодежи, а также международных конкуров за рубежом в которых принимали участие советские исполнители.
В связи с мощным развитием кино в период "оттепели" становятся популярными также и песни из кинофильмов, которые являются частью массовой культуры. Звездами тогдашней сцены были Людмила Гурченко, Елена Великанова, Клавдия Шульженко, Майя Кристалинська. "Правильная" советская песня должна быть массовой и нести в себе понятные для населения посылы.
В 1960 г.. была проведена реформа радиовещания и телевидения. Отныне радиокомитет получил качества не политической, а творческой организации, что также повлияло и на содержание советских радиопередач. Речь советского радио в начале 60-х годов велось круглосуточно.
Тума Виолетта




















Комментарии
1