1 ноября, в день годовщины Ноябрьского срыва во Львове презентовали книгу известного журналиста Олега Стецишина "Ландскнехты Галицкой армии".
Издание исследует такое малоизученное явление нашей истории, как военное наемничество: про австрийцев, немцев, поляков, русских, чехов и евреев, которые воевали за независимость Украины в рядах УГА.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Во Львове открыли выставку о уничтоженных селах в годы Второй мировой
"Хотя до сих пор считалось, что в целом офицеров-чужаков в УГА было несколько десятков, анализ архивных документов и воспоминаний свидетельствует, что на защиту ЗУНР стало значительно больше европейских солдат", - говорит Стецишин.
Историк, директор музея "Тюрьма на Лонцкого" Руслан Забилый в комментарии Gazeta.ua назвал вероятную причину "запущенности" и неизвестности этих данных.
"Проблема распыления и недоступности архивных материалов также имеет значение, - считает он. - Однако я не считаю, что в данном случае это было самым главным. Проблема, на мой взгляд, заключалась в том, что не было исследователя, который бы занялся этим вопросом. И сейчас видим, что господин Стецишин своим трудом заполнил ту лакуну, которая существовала".
Иностранные воины шли в ряды УГА по разным причинам. "Ктото из них пошел в галицкое войско добровольно, по зову сердца. Другие согласились "на работу", потому что за четыре года Первой мировой привыкли к военным будням. Были, очевидно, и такие, которые пошли защищать ЗУНР, а затем и УНР по принуждению, безнадежности или просто из авантюрных соображений", - отмечает автор.
Забилый считает, что книга делает прецедент в исторической науке, ведь впервые в историографии были систематизированы биографические данные офицеров неукраинской национальности, которые служили в Украинской Галицкой армии.
"Стецишина интересует биографистика. В то время в армию, и не только в УГА, не все шли добровольцами, с чистыми мыслями зова сердца и совести. Это была война, а на войне всегда есть моменты, когда люди принимают важные лично для себя решения. Это было и во время Второй мировой войны, так же шли в Красную армию - кто то уходил добровольцем, а кого мобилизовали. С самого начала так закреплено, что мобилизация - это принуждение, и кто не хочет за ней идти, оказывается вне закона. Такие интересные вопросы еще предстоит исследовать. Но то, что сделал Олег, подняло важную дискуссию вокруг таких проблем", - добавил историк.
Комментарии
9