— Если вижу где-то снимки из фильма "Червона рута" или из передачи "Алло, мы ищем таланты", которую в 1972-ом снимали в Черновцах, то сразу знаю, что это мои. Я же тогда один имел разрешение на съемку, 12 пленок отснял. Но они разошлись по газетам и журналам, никто автора и не указывает. Есть песни народные, а это фото народные, — улыбается редактор Чертковского районного радио, что на Тернопольщине, Роман Островский, 59 лет.
В 1970-х он работал на Черновицком государственном радио. Во время съемок "Червоной руты" взял автографы у Назария Яремчука и Василия Зинкевича, а у Софии Ротару и Владимира Ивасюка не брал.
— Кто же знал, что они такими известными станут, — пожимает плечами. — Ивасюк сначала снял, как теперь говорят, любительское видео на свою "Червону руту". Принес на телевидение пленку. Идея музыкального фильма на фоне Карпат понравилась руководству, и начались профессиональные съемки. А на передаче "Алло, мы ищем таланты" Ивасюк давал интервью как автор "Червоной руты". Был такой тихий, спокойный. Я тогда больше на ведущего Александра Маслякова внимание обращал.
Островский дружил с отцом Владимира - Михаилом Ивасюком.
— Когда у меня родился сын Ярослав, — вспоминает, — то Михаил Григорьевич сразу с коробкой конфет пришел поздравить. Рассказывал, что его Володя чуть не ослеп в роддоме. Вместо глазных капель медсестра случайно закапала какой-то раствор кислоты. Хорошо, что успели промыть.
Об этом эпизоде Михаил Ивасюк вспоминает в книге "Монолог перед лицом сына". Ребенку нужно было срочно вызвать врача из Черновцов, а это за 20 км. Отец побежал к секретарю Кицманского райкома партии. "Все дороги занесены снегом, никакая машина не проедет", — развел тот руками. Предложил привезти врача на санях. Профессор Радзиховский осмотрел младенца и сказал Ивасюку-старшему: "Вы ходите в очках, а ваш сын будет без очков. Раствор не повредил глазные яблоки, обжег только веки".
— Когда Ивасюки переезжали из Кицмани в Черновцы, забыли семейную колыбель, — продолжает Роман Островский. — Этот дом купил дед Каролины Куек — певицы Ани Лорак. Так что ее качали в той же колыбели, что и когда-то Владимира Ивасюка.
На стене в кабинете Островского висит ксерокопия текста "Червоной руты", написанного рукой автора. Под подписью посвящение — "Мусе от Володи 15.9.70. ІІІ пары. Лекция по дерме" (из дерматологии. — " ГПУ"). Рядом фото композитора и девушки в национальных костюмах.
— Копий текста было много, а вот оригинал, написанный автором собственноручно, есть только у Марии Кравчук — сейчас в Черновцах врачом работает. Она моя одноклассница, а также одногрупп ница Ивасюка в мединституте — звали ее тогда Муся Соколовская. Володя был в нее влюблен и написал эту песню ей, — объясняет Роман Островский. — Я у нее ксерокопию сделал.
Когда хоронили Владимира Ивасюка, 29-летний тогда Роман Островский был в армии во Львове — отправили служить в войска спецназначения. Как был, в военной форме, пошел на кладбище.
— К могиле, как к мавзолею Ленина, очередь длиннющая, — вспоминает. — Добрый час нужно было стоять. И тут меня отзывают в сторону: "Товарищ старший лейтенант, дальше не идите. Там камера снимает, вас из армии выгонят". А я что, в ту армию просился? Пошел дальше. Но той камерой только пугали людей. Снимали и меня. Но ничего за это не было. Помню, венки были от Ротару, Мареничей.
Через полгода после смерти Владимира Ивасюка его отец передал Роману Островскому три пленки.
— Володя хорошим фотографом был. А те пленки не успел проявить. Вот Михаил Григорьевич и обратился ко мне. Но хотел, чтобы об этом никто не знал, потому что Ивасюка замучили перед смертью. Я попросил разрешения сделать еще по одной фотографии себе.
Листает фото родных композитора. Показывает фотографию женщины в купальнике.
— Вот Таня Жукова. Она во львовской опере пела. Михаил Григорьевич говорил, это была последняя девушка сына. И они с Володей собирались жениться. Потом говорили, что к смерти Ивасюка причастны двое мужчин и женщина. А у этой Тани отец был в высоких чинах в КГБ, и она якобы тоже сотрудничала с органами. Так это или нет, тяжело сказать. Знаю, что песнями Ивасюка увлекался композитор Алексей Екимян. Он был генерал-лейтенантом милиции, начальником московского уголовного розыска. Собирался расследовать обстоятельства смерти Володи. Но сам погиб в автокатастрофе при невыясненных обстоятельствах.
"Папа, купи мне скрипку"
В буковинском городке Кицмань, где рос Владимир Ивасюк, музыкальной школы не было. А мальчик постоянно просил отца, школьного учителя:
— Купи мне скрипку!
— Еще рано, сынок, надо подрасти, — отвечал тот.
— Тогда купи аккордеон.
— Маленьких аккордеонов нет в продаже. Есть только такие, которые ты не поднимешь.
— Купи, я буду только смотреть на него, — не отставал сын.
Михаил Ивасюк собрал 110 заявлений родителей, которые хотели отдать детей в музыкальную школу, и понес в райком партии. В мае в Кицмань приехали учителя из областного центра — прослушивать детей. Среди зачисленных в подготовительный класс был и 5-летний Ивасюк-младший. В 10 лет парень написал свое первое музыкальное произведение.
Денис МАНДЗЮК
1949, 4 марта — Владимир Ивасюк родился в райцентре Кицмань Черновицкой области в семье учителей
1966 — поступил в Черновицкий медицинский институт. Семья переехала в Черновцы
1970, 13 сентября — премьера песен Ивасюка "Червона рута" и "Водограй" в передаче "Камертон хорошего настроения". Съемки проводили на центральной площади Черновцов. Пел автор вместе с учительницей музыки местной школы Еленой Кузнецовой. В прямом эфире их увидела вся Украина. Вскоре песня появляется в репертуаре вокально-инструментального ансамбля "Смерічка"
1971 — съемки музыкального фильма "Червона рута". В главных ролях — Василий Зинкевич и София Ротару. Одноименная композиция становится лауреатом первого всесоюзного музыкального фестиваля "Песня-71"
1972 — продолжил учебу во Львовском мединституте. "Водограй" — среди лауреатов "Песни-72"
1977 — вышли пластинки "Моя песня" и "Песни Владимира Ивасюка исполняет София Ротару"
1979, 24 апреля — пропал без вести. Через 24 дня тело Ивасюка нашли повешенным в Брюховицком лесу возле Львова
Комментарии