четверг, 05 июля 2007 17:35

В ночь на Купала ведьма может забрать у коровы молоко

Автор: фото: Елена ЧЕБАНЮК
  Светлана Сидорчук обливает водой свою соседку-вдову Галину Сиранчук. В селе Федоривка Сарненского района на Ровенщине, где живут женщины, верят, что так можно вызывать дождь
Светлана Сидорчук обливает водой свою соседку-вдову Галину Сиранчук. В селе Федоривка Сарненского района на Ровенщине, где живут женщины, верят, что так можно вызывать дождь

В древние времена праздник Ивана Купала связывали с летним солнцестоянием — самым долгим днем и самой короткой ночью года. С принятием христианства дату празднования перенесли на день Рождества Иоанна Крестителя.

На большинстве территории Украины купальские игры устраивают в ночь с 6 на 7 июля. Сам праздник давно потерял связь с языческим мировоззрением и превратился в веселое развлечение молодежи. Однако еще в достаточно многих местностях в купальских обычаях и песнях сохранились окрушины таинственных древнейших верований. Например, в селе Федоривка Сарненского района на Ровенщине.

— Як замолоду святкували, так і зараз ми святкуємо, — рассказывает 62-летняя Валентина Зинькова. — Колись старші дівки робили купайло (убранное деревце. — " ГПУ"), а ми малі підглядали і самі собі робили маленьке купайло. А потом уже десь років як 15–16 нам було, матерки нас раніше з роботи відпускали на Купайла — його ж підготувати треба було. Оце шостого числа, перед вечуром, як має сонце заходити, хлопці нам вирубають таку високу тичку березову. А ми підемо назбираємо квіток в полі або тихцем нарвемо по сусідських садках, бо просити чогось не заведено. Ну а таді накрутімо з квіток букєтики, вони купайлички називаються. Беремо волоку — шнурок такий з льону — й прив"язуємо ті букєтики до тички. Ще й вєночків начєпляємо, лєнт. А на самому вершку встановлюємо двє свєчечки, запалюємо їх і ходимо по селу, співаємо: "Хмільная тичка навивається...".

Украшенное деревце — главный атрибут купальских обрядов. Оно символизировало мировое дерево, объединяющее три мира: богов (крона), людей (ствол) и подземных духов (корень), которые, считалось, принимают участие в купальском празднике. Называлось такое деревце купайлом, купайлицей, " гільцем", или Мареной.

— Колись кожен куток старався, шоб його купайло було красивіше, ніж на сусідньому, — добавляет Галина Сиранчук, 53 года. — Раніше то кожна вулиця його робила. З того кутка, а потім з того кутка виходять дєвчата і несуть своє купайло. Купайло ставляємо біля фігури (деревянный крест в центре села. — " ГПУ"), шоб вєдьми його не рвалі. А хлопці було його крєпко одну ніч стережуть. А тепер баби глядять, бо молодь чогось не дуже тим цікавиться.

Сегодня молодые федоро вцы собираются на берегу пруда, у большого костра. Жгут скаты, старые резиновые шины, которые хоть и горят хорошо, но и чадят немилосердно. А когда-то топливо  для праздничного огня парни собирали по всему селу. Просить не годилось, потому односельчане образовывали так называемую "перейму": выносили и составляли на улице старые соломяники, рас сохшиеся бочки, рваные корзины, щепы и поленья. Парни все это паковали в большой кош и несли к купайлице, где под девичье пение раскладывали огромный костер.

Нестор-летописец в "Повести временны х лет" рассказывает, что древляне " умы кали" себе жен на игрищах, которые устраивали между селами, возле воды.

Отзвуком этого брачного обряда является обычай перепрыгивать парами через купальский костер. Молодые люди берутся за руки и загадывают: если руки не разойдутся, то будут вместе, а если наоборот — расстанутся. Когда-то через костер перепрыгивали еще и для того, чтобы пройти перед жатвой обряд очищения огнем. Также верили, что чем выше человек прыгнет над очагом, тем выше вырастет пшеница. Считалось, что такой огонь на целый год наделял людей здоровьем и силой, предотвращал всякое зло, в частности колдовство. А еще нужно было в купальскую ночь  покачаться на качелях на праздничной площадке. Это было не просто развлечение, а магическое очищение воздухом.

Обязательным было также очищение третьей естественной стихией — водой. Все купались в реке или озере, а там, где их не было, обливались колодезной водой.

Треба взяти косу межи ноги, сісти на неї і мовчки тричі об"їхати подвір"я

— На Купала по росі треба босими ногами походити, і покачатися, й очі промити, то для здоров"я буде дуже помочне, — убеждает Мария Прокопчук, 77 лет, из села Базар Народицкого района Житомирской области.

Следовательно, вода и утренняя роса на Купала имели особую лечебную силу. Считали, что в это утро даже солнце купается.

Существует поверье: в купальскую ночь дерева переходят с места на место и переговариваются между собой шумом листвы. Можно также подслушать, о чем разговаривают цветы и травы, и узнать, от каких болезней их употреблять. Лекарственные растения, собранные на Ивана Купала, чрезвычайно целебны и помогают от многих болезней. Особенно если их рвать подальше от села, в глухомани, где "крику півня не чути". Собирая зелье, сначала оставляют возле него "викуп під корінець" — хлеб или мелкие деньги. Для этого есть специальная молитва: "Святий Авраам да на зілля орав, сам Господь посівав і людям на помуч давав. Божа Мати поливала да й на помуч давала".

Купальская ночь — это время, когда активизируется всякая нечисть.

— Купала — празнік вєльми каратєльний. Таму тра бєрегтися, асабліва дєвкам, жонкам, бо нячистий чудіть, — предупреждает 93-летняя Марья Маргинчук из села Сущаны Олевского района на Житомирщине.

В Федоривке же верят, что в эту пору местные ведьмы превращаются в кошек, лягушек или змей и отбирают у коров молоко — те перестают доиться, пугают молодежь. Чтобы уберечься от них, местные женщины прибегают к всевозможным мерам.

— Обсипають маком худобу, підкурюють свяченим зіллям у хлівах, у стіни затикають освячену вербу. А в пороги забивають осикового кілка, щоб відьма не могла його переступити, — говорит Светлана Сидорчук, 49 лет.

А еще рассказывают, что федори вские ведьмы, раздевшись, ходят по полям и собирают купальскую росу, которой потом привораживают парней.

— Мені мати казала, — вспоминает Хилона Кравчук, 53 года, родом из села Осова соседнего Дубровицкого района, — шо від відьми треба взяти косу межи ноги, сісти на неї і мовчки тричі об"їхати подвір"я. А потом ту косу вбити в хліву, зліва біля ясел, в землю, і відьма тоді не зможе в корови молока відібрати.

Причиной засухи может быть неправильное поведение кого-то в селе

Для отпугивания ведьм шутливый (но, говорят, действенный) способ знают в Лугинском районе Житомирской области. Здесь в купальськую ночь парни должны у кого-то из односельчан украсть ведро и сварить ведьмам обед из лягушек и ужей, приправленный полынью. Его со смехом всем предлагали попробовать. После такого угощения вся нечисть якобы надолго успокаивается. А к тому еще и припевают:


— Iване Купайле, де ти бував?

— У чистім полі в межах лежав:

Стерьог я жито ще й пшеницю,

Ще й тую вєдьму-чаровницю.

Щоб по полях не ходила,

Жита-пшениці не ломила.

Щоб з межі росу не збирала,

Чужих коровок не чарувала.


С восходом солнца в Федоривке поджигают купайлицу и топят в пруде, припевая: "Ми своє Купайло іскупаємо, та на друге літо ісховаємо...". А еще в селе говорят, что после этого днем обязательно должен пойти дождь, такой необходимый в эту пору лета для будущего урожая. Если же его нет — значат, что дождь украли ведьмы и спрятали на дно колодца.

— Ну то беремо такого великого старого ключа, шо ото хату на колодку закриває, і кідаєм в колодязя, шоб дощ відмикнути. Кидаєм туди ще маку свячоного. А тоді зловимо вдову і обіллємо її водою. Гляди — і піде дощик, — объясняет 48-летняя Тамара Абрамчук.

В Украине древние обряды вызывания дождя были очень распространенными. В них могут принимать участие или маленькие детки — "чисті, такі шо Богу вгодні", или "честные" вдовы, или летние женщины, которые уже не рожают детей. В селах Житомирщины еще и сегодня, чтобы вызывать дождь в засуху, практикуют изготовление за один день (от восхода до заката) так называемого " обітного" рушника.

— То вдови прядуть, шоб за день напрясти і виткать. Сходілісь коло кладбіща. І гребеня, і льон, і мички — все беруть туда. І прямо в паркан отак позабивали гвіздки і позасновали так. А тоді ткали так, навивали на кросна. Так ткали й виткали вже його, рушника такого. Метров чотири, мабуть. І в церкву занеслі, посвятили. Вуон там у церкві лежить. Як хто вмре, опускають покойніков на ньому в могилу, — рассказывает Анна Гаращук, 79 лет, из села Большие Клещи Народицкого района.

По народным представлениям, дождь могли задержать также утопленники или самоубийцы, поэтому их могилы поливали водой. А еще причиной засухи может быть неправильное поведение кого-то в селе. Например, нарушение запрета копать землю от Воздвижения до Благовещения, ведь она отдыхает в это время и тревожить ее нельзя. Чтобы исправить ситуацию, вдовы и девушки-подростки впрягались в плуг и перепахи вали дорогу или "переливали розходні дороги", то есть лили крест-накрест воду на перекрестке.

Сейчас вы читаете новость «В ночь на Купала ведьма может забрать у коровы молоко». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть