Ексклюзивы
четверг, 01 октября 2009 17:19

В скрыне держали праздничный наряд

"Мне мама не дала скрыню, потому что с чем сама останется?" — рассказывает 85-летняя Мария Кучер из села Гордеевка Тростянецкого района на Винниччине. — А другим девушкам давали скрыню в приданое. Полотно туда клали, скатерт и, платки. Везли через все село. А люди смотрели на ту скрыню и говорили: "Хозяева!"

Скрыню с приданым забирали на второй день свадьбы, когда молодой перевозил жену к себе. Мария Кучер купила себе скрыню замужней — в 1958-го.

— В Тростянце скрыни делал жид, дала ему аж 60 рублей. Везли мы ее из района подводой. Коней взяли в созе (колхоз. — " ГПУ"). Я сидела скраю на телеге, придерживала, а Олекса — муж мой — погонял.

Скрыня стоит в доме до сих пор. На покуте — в правом углу напротив входа. Служит вместо стола. Ее уже посточил шашель.

— Эту скатерть мне мама в приданое дали, когда я отдавалась в 1941-ом, — хозяйка открывает и показывает, что внутри. — Тогда дали восемь скатертей, пять дорожек, три подушки, много рушныкив, рубашек. Вот это полотно, застеленное на печи, тоже мамино. Все ткали сами. Когда пришла в невестки, у Олексы была маленькая старенькая шкатулка. Свекру Терентию ее еще мама оставили. Сестра Олекси Варвара, когда выходила замуж, говорила: дайте мне эту скрыню. А Терентий: если отдам тебе, то во что сам буду складывать одежду? Кода привезли мы с Олексой новую скрыню, в старуую ссыпали пшеницу.

Первые скрыни были дубовыми. Делали их из сосны, ореха, липы. Были и с плоским, и с выпуклым веком.

От моли пересыпали все нафталином, хоть оно и слышно

— С выпуклым — это скрыня богачей, — объясняет Виктор Косакивский, 47 лет, этнолог из Винницкого педуни верситета. — Она стояла в чистом доме, накрытая ковром. С плоским — это скрыня-стол, ее покупали более бедные. Такая была универсальна.

В скрынях держали праздничный наряд. Будничное клали на полати — деревянный помост возле печи, на котором спали. Затем — на спинку кровати.

— Новое, когда нужно, доставла из скрыни, — вспоминает Мария Кучер. — Оделась, пошла в гости. Пришла, разделась и сложила назад. От моли пересыпали все нафталином, хоть оно и слышно.

В прискрыне — маленьком отделении-желобке в скрыне — хранили ожерелье, деньги, документы. Шкаф Мария Кучер купила только в 1967-ом. Они как раз появились в сельских кооперациях.

— Тоже подводой привезли. Уже я туда стала складывать новые вещи: платки, одеяла, рубашки. А какие старые, то уже бросаю в скрыню.

Тамара ТЫ СЯЧНА

 


Лава кровать=бамбетель

Если девушка без скрыни — не отданка, так галицкий дом без бамбетля — не "хозяйская". Бамбетель — как деревянный диван. Спинка, подлокотники по бокам. Крышкой-веком на день накрывали выдвижную коробку-лежак, вымощенную соломой. На ночь веко снимали, вместо полотна на соломе стелили простыню. А потом подушка, перина или одеяло — кто уже под чем спал. Название этой "мебели" происходит от перекрученного немецкого Bankbettel — скамья-кровать. Появилась она в наших селах в последние десятилетия австрийского господства.

Бамбетли с фигурными спинками и ажурными спинками обычно помнят еще царя Франца Иосифа. Совсем простые — как скамья с ящиком — работа уже послевоенных сельских плотников. Потому что то ли времена измельчали, то ли мастера перевелись, но разнообразные "и зли шества" теперь не в моде. Но бамбетель жил долго. Даже сиденья в автобусе —в самом конце, над ларем, где шофер держит реманент, — называли бамбетлем. Это новоиспеченные ми щухи назвали, беглецы из колхозного села — например мои родители.

На веку летом секли крапиву свиньям и свекольную ботву уткам

Где-то на исходе 1970-х в сельские дома начали попадать мягкие диваны. И бамбетли медленно перекочевали в летние кухни. Если был мерлец, то на " катофелок" — самодельный катафалк, на котором лежит тело, пока не переложат в гроб, — уже не снимали дверей в амбаре, а ставили веко от бамбетля. Потому что на нем живые уже не спали.

На веку летом секли крапиву свиньям и свекольную ботву уткам. Так покрываясь шрамами, бамбетли в настоящее время доживают свое. Более счастливые попадают в музеи или городские " кнайпы" — их теперь модно меблировать под старину. В одном таком львовском кафе меню начинается "Письмом женщине Марийцы на село". "Моя дорогая Марийца, я уже во Львове. Люди здесь совсем чудные. Там бамбетли, на которых спала покойница бабка, выставили в горницу, и на них панство попивает кофе. Поэтому прошу, не жги тот креденец, который вынесли в сарай. Приеду — будем делать гендель. Твой муж Василий".

Креденц — это сервант. Тоже с немецкой, и тоже наследство от царской Австрии. Лет 100 с лишним назад он начал "выгрызать" из сельских домов старосветские полки- мисники. Мой дед на дверцах креденца — внутри — годами вел статистику приплода в хозяйстве. "1984 корова ли тила 23 марца" — то есть отбегала в тот день, к бугаю водили. Самые старые записи сделаны хорошо намусоленным химическим карандашом. Последние — уже обычным, но с прижимом...

— А где тебе стелить — на кровати или на бамбетли? — бабка всегда радовались, когда на выходные я, школьник, к ним приезжал из Тернополя.

— Но давайте на бамбетли.

— А раздвигать или будешь так спать?

— Ну не раздвигайте, так по сплю.

— То поднимай веко...

Тот бамбетель пару недель назад я видел уже в хлеву. Разваленый, среди мусора.

Богдан ЗАВИТИЙ

 


Софу на Хмельниччине называли шлябаном

На Подилли, особенно в селах над Днестром, в домах стоят софы.

— Софа — это диван-ларь, с точеными ножками и бильцями, — объясняет этнограф Виктор Косакивский, 47 лет. — На ней можно спать, а в ней — одел и постель держать. На Хмельниччине такие софы называют шлябанами. Они бывают и со спинкой, и без.

Софа наполовину ниже ларя, но более длинная — до 1,8–2 м.

— У нас за софами очередь стояла, — вспоминает 57-летняя Екатерины Цвигун из села Большой Лазучин Теофипольского району. — Делали их под заказ. Я свою в 1977 году покупала. Моя сестра взяла две, а сваха аж три. Были и шкафи, то люди брали и то, и то.

Екатерина Цвигун до сих пор спит на своей софе с съемной спинкой. А внутри держит куртки, пальто, шубы.

Тамара ТИСЯЧНА

Самым давним шкафом была бочка

Одел, полотенца, скатерки и постель на Полесье кое-где и до сих пор составляют в бодні — невысокие бочки из клепок, соединенных обручами из коры. Сверху прикрывают крышкой-возрастом с резным орнаментом. Это самый давний способ хранить вещи. Наряды также держали в плетених солом"яниках и выдолбленных из дерева " кадубах", тоже закрытых возрастом.

Лари появились еще за Средневековье, сначала в городских помещениях, а в дальнейшем и в сельских домах. Если их делали из мягких пород деревья, то углы защищали металлическим обрамлением. Это были так называемые кованые лари. Сначала их изготовляли цеховые ремесленники, потом приобщились и сельские плотники-кустари.

Лари были окрашены — по большей части в зеленый или темно-коричневый цвет, расписанные и резные. Расписывая, мастер делал каждый раз другой орнамент из цветов, листьев и винограда, поэтому он никогда не повторялся. Пышнее всего украшали главную сторону, которой ларь выставляли "на дом". Самыми богатыми были они на территории современной Днепропетровщины. На них рисовали казаков, девушек, которые несут воду, коньков, львов, пав и петухов.

Елена ЧЕБАНЮК

Сейчас вы читаете новость «В скрыне держали праздничный наряд». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть