"Я в первую очередь священник, потом молочник, а уже в свободные минуты — музыкант", — говорил о себе композитор Остап Нижанковский. Написанные им колядки "Бог ся рождає" и "Во Вифлеємі нині новина"сегодня многие считают народными.
Священником он стал не по собственной воле. В 1888-м у него, 25-летнего, за спиной была учеба в Дрогобычской и Львовской гимназиях, служба в австрийской армии — Галичина тогда была в составе Австро-Венгрии. Все свободное время посвящал музыке.
— Боже-боже! За что ты наказал меня? — сетовал его отец, отец Иосиф Нижанковский. — Член уважаемой священничьей семьи не может выбрать рискованную карьеру музыканта.
По окончании гимназии Остап написал письмо самому известному тогда украинскому композитору — Николаю Лысенко. Рассказал, что хочет переехать в Киев и заняться музыкой. Но ответа не получил. Пришлось послушаться отца — поступил в греко-католическую семинарию во Львове.
"Он был высокого роста, имел чуть кудрявые волосы и приятное лицо. Вообще был красив собой и мягкого нрава. А что самое важное, держался подальше от картежников и разных буянов. Зато часто просиживал под своим числом над нотами. В руках держал скрипку или перо и играл, компоновал или переписывал ноты", — рассказывал о Нижанковском-семинаристе его одногодок Олекса Пристай. После завершения учебы во время распределения Остап прямо сказал, что хочет остаться в городе, выучиться в консерватории и заниматься музыкой. Референт только рассмеялся:
— Если хотите, то можете получить парафию в горах. Там сможете петь, сколько пожелаете.
Отец Остап Нижанковский сменил пять сельских парафий. Но все время стремился вернуться во Львов. Однажды казалось, наконец сможет воплотить свою мечту: устроился учителем музыки сначала в учительскую семинарию, а потом — в гимназию, где когда-то учился сам. Но нехватка музыкального образования давала о себе знать. Поэтому отправился в Прагу, где сдал экзамен в консерватории. Получил квалификацию "профессор пения в учительской семинарии и средних школах".
Но школьный совет Галичины, среди руководства которого преобладали поляки, неодобрительно воспринял новость о профессоре-украинце. Поэтому пока Нижанковский был в Праге, объявили конкурс на его должность. Священик остался без средств к существованию. Опять выехал в провинцию — в парафию.
— Продал фортепиян, купил корову и пасу, — шутил.
У Нижанковского часто гостевала оперная певица Соломия Крушельницкая. По рассказам, однажды долго описывала свои гастрольные поездки.
— А что вы, отче, за это время сделали? — поинтересовалась.
— 12 новых ульев, — ответил.
В 1911-м умер Иосиф Нижанковский. Среди его бумаг сын нашел письмо от Николая Лысенко 23-летней давности. Тот писал, что готов принять Остапа в Киеве, обустроить его быт и оказывать всевозможную помощь. Очевидно, отец Иосиф спрятал письмо от сына, чтобы тот оставил музыку и пошел учиться на священника.
— Отец-отец, что вы натворили? — только и сказал.
20
произведений содержит хоровой цикл Остапа Нижанковского "Коляди", написанный в 1899 году. Также в наследии композитора — хоровые произведения, кантаты, солопения, обработки народных песен и поэзий украинских авторов. Для фортепиано написал несколько миниатюр и большую фантазию "Вітрогон". На стихи Тараса Шевченко создал солопения "Вітер в гаю" и "Минули літа молодії".
Телеграмма опоздала на несколько часов
После распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 года в Галичине началась война между украинцами и поляками — оба народа хотели захватить власть в крае. Весной 1919-го польские войска вытеснили из околиц Стрыя части Украинской галицкой армии и вошли в город.
Священника Остапа Нижанковского, который возглавлял уездный комиссариат Западно-Украинской Народной Республики, арестовали как "закладника" — военного заложника. Удерживали в здании полевой жандармерии. Утром 22 мая 1919 года отец Остап передал родственникам записку: "Этой ночью украинцы замучили в Дашаве польского ксендза и органистку. От того моя судьба как заложника решена. Передаю квитанции на наличность, которую оставило мне войско во время ревизии в Завадове. Деньги "Кассы Задатковой". Бедная моя Галя, заботьтесь о ней!". В тот же день его расстреляли на околице Стрыя.
Осипа Бобикевич, сестра Остапа Нижанковского, вспоминала: "Как только расстреляли, сразу же несколько десятков телег с военными заехали под дом Нижанковского в Завадове. Хозяйство было большое, было что брать. Забрали весь скот, птицу, хлеб — до последнего стебля соломы. Забрали все возы, упряжки, все хозяйственные орудия. Забрали фортепиано, мебель, постель, белье. Ноты поразбрасывали, истоптали".
Осипа пишет, что в действительности в Дашаве никого не убили — "долгие годы после того живыми и здоровыми были ксендз польский и его органистка". А племянник композитора Зенон Нижанковский добавляет, что телеграмма от львовского командования с требованием освободить священника пришла спустя несколько часов после казни.
1863, 24 января — Остап Нижанковский родился в городе Стрый — сейчас райцентр на Львовщине — в семье пароха села Великие Дидушичи Иосифа Нижанковского. Был старшим из девяти детей. Вырос в селе Завадов около Стрыя, впоследствии учился в школе соседнего села Дулибы и Дрогобычской гимназии.
1882 — из-за конфликта с преподавателем-москвофилом был исключен из гимназии. По воспоминаниям сестры, тот сказал: "Таким поэтом, как Шевченко, и я смогу быть. Ветер веет, солнце греет, а Нижанковский лекции не умеет". Возмущенный Остап ударил учителя в лицо. Три года отбывал военную службу во Львове. В 1885-м продолжил обучение во Львовской академической гимназии. Основал издательство "Библиотека музыкальная". Печатали сборники украинской хоровой музыки.
1888 — поступил во Львовскую духовнуюй семинарию. Учеба длилась четыре года. Был дирижером хорового общества "Львівський Боян" при театре "Руська бесіда". Организовал так называемые "артистические прогулки" — выступления семинаристов по селам. После посвящения женился на Галине Бачинской — дочери композитора Илария Бачинского. У них было три сына. Увлечение музыкой перенял лишь Нестор (1893 — 1940) — композитор и критик. Первую парафию отец Остап получил в Бережанах, теперь райцентр Тернопольской области.
1894 — вернулся во Львов, устроился учителем пения в родной гимназии, руководил хором "Львівський Боян". Экстерном сдал на "отлично" экзамен в Пражской консерватории. Впоследствии получил парафию в селе Довжанка около Тернополя, позже — в Качанке у австро-российской границы — граница теперешних Тернопольской и Хмельницкой областей.
1900 — переехал на Стрыйщину. Имел парафию сначала в Дулибах, потом в Завадове. Основал в Стрыю кооперативное общество "Маслосоюз". Ежегодно оно принимало 7,5 млн л молока, из которых изготовляли для продажи 300 тыс. кг масла. Возглавлял первую в городе украинскую футбольную команду "Скала", которой в частности приобрел комплект спортивной формы. Был инициатором открытия в Завадове памятника Тарасу Шевченко — одного из первых в Галичине.
1919, 21 мая — во время украинско-польской войны арестован и на следующий день расстрелян на окраине Стрыя без суда и следствия. На могиле композитора ошибочно указан 1862 год рождения. Из-за этого 2012-й в городе объявили годом Остапа Нижанковского и провели несколько юбилейных мероприятий.
Комментарии