- У святого Конона был хороший сад и огород при нем, рассказывали когда-то старые люди. Он за ними ухаживал и все там у него хорошо родило. Говорили: "Хто на Конона святкує, у того город квітує", - рассказывает 59-летняя Мария Абрамова родом из города Зинькив на Полтавщине.
18 марта православные и греко-католики чествовали святого мученика Конона. В І ст. его замучили в родном городе Исаврия в теперешней Турции за отказ принести жертву языческим идолам. А на следующий день, 19 марта, вспоминают святого мученика и целителя Конона. Он жил в ІІІ ст. в городе Иконии, который тоже был расположен на территории нынешней Турции. Занимался огородничеством. За то, что твердо придерживался христианства, ему вколотили в ноги гвозди и гнали перед колесницей, пока Конон не упал в изнеможении и не умер с молитвой на устах. В народном календаре оба праздника объединились в один - Конона-огородника.
- Если бы даже снег лежал в этот день, то все равно хорошо пойти на огород и хоть немножко там поработать, - продолжает Мария Абрамова. - Надо хоть одну грядку вскопать, тогда огород тебя щедро отблагодарит - все и взойдет, и уродит. А еще на огороде надо выкопать три ямки и приговаривать над ними: "Это тебе одна на сушу, вторая - на мошек, третья - на черву". Ямки закопать и землю разровнять. Тогда летом ни засуха, ни черва, ни насекомые не повредят огороду.
Святой Конон, считали, заведует градом, потому в этот день немолодые женщины придерживались сурового поста, не работали, чтобы летом град не выбил посевов. На Конона-градовика следили за погодой: если днем ясно и солнечно, то в течение лета ни одного раза не выпадет град.
- Мне сосед, покойный дед Павел Куприенко, рассказывал, что Конон над всеми конюхами конюх. У него кони всегда ухоженные, упитанные и такие скорые, как ветер. Святой Конон правит лошадьми самого Ильи-пророка, когда он по небу в огненной карете едет и гром гремит, - рассказывает 52-летний Анатолий Жохин из села Береживка Ичнянского района Черниговщины.
Когда-то те, у кого были кони, собирались в этот день в трактире и выпивали, чтобы кони их были сильными и резвыми. Очень напиваться не годилось, чтобы кони не понесли и не брыкались.
Еще в начале ХХ ст. на Кононов день коней закармливали лучшим овсом и освобождали от любой работы. На Левобережной Украине был обычай устраивать в этот день бега. А еще обязательно в этот день обрызгивали коней свяченой водой, чтобы их не мучил по ночам домовой.
- Если домовой коня полюбит, то ему ночью гриву заплетает, чешет его, ухаживает, - продолжает Анатолий Жохин. - А если конь домовому "не в масть", то будет его гонять, колтуны в гриве сбивать. Говорят, как вот утром конь в мыле, пена из него так и валит, - то это домовой на нем всю ночь ездил. Замучит коня.
Чтобы предотвратить это, на Конона ловили и убивали сороку, вешали ее в конюшне у дверей. Подковы прибивали к порогу, чтобы злые силы не могли попасть в хату. Если же хотели приманить в семью счастливую судьбу, подкову концами кверху прибивали над дверью. В Карпатах пастухи верили, что брошенная в кострище старая подкова охраняет от грома целое стойбище скота.
Если же накануне Кононова дня или в пасхальную ночь посмотреть через конский хомут, то можно увидеть всех ведьм в селе.
"Мы возили свою кобылу ковать за километров 70"
- Когда проводили коллективизацию, так, чтобы не было единоличников - "индусов", как на них говорили, - а также, чтобы их заставить идти в колхоз, на коней ввели очень большой налог - в несколько раз больший, чем на корову. И в результате все кони были только колхозные, - объясняет 52-летний Анатолий Жохин из села Береживка Ичнянского района Черниговщины.
Позволяли иметь коней только лесникам или объездчикам. Чтобы вспахать огород, привезти сена или вывезти навоз, крестьяне должны были брать коней по наряду в колхозе.
- В России, в Прибалтике можно было, а у нас - нет. Запрещали в Украине при колхозах иметь коней дома, - говорит 50-летний Вадим Логвинов, родом из Днепропетровщины. - Одно-два поколения выпало - и все, опыт утрачен. Те, еще казацкие, традиции ухода за лошадьми, которые передавались из поколения в поколение, от родителей к детям.
У Вадима Логвинова конеферма в селе Коростяны под Ужгородом.
- Конь - животное очень нежное. Не тем накормил - например, прелым сеном, и у него желудок вздулся, он мучается. Так его надо обязательно поводить, не давать ему ложиться, чтобы не было заворота кишок. И уход должен быть постоянный за ногами, за копытами, за спиной. А у нас сельские мужики часто так к лошади относятся, что хоть в Общество охраны животных обращайся.
Сегодня по селам трудно найти хорошего мастера, который подковал бы коня.
- Все старые мастера поумирали, так мы возили свою кобылу аж в Березне ковать. Это километров 70 от нас, там конезавод есть, там коней держат. А так и не подкуешь уже нигде, - сетует 76-летняя Нина Марченко из села Конотоп Городнянского района Черниговщины.
Говорит, что кормит свою кобылу Зорьку сеном. На ночь дает овса.
- Шоб была упитанная, - объясняет. - Поить надо. Как жеребенком была, так мы ей в воду подмешували муки. Ухаживать нужно: конек - это же тебе не трактор, не железячка. С ним поговорить надо, почистить, расчесать. К коню надо с душой относиться.
На белом коне мальчика короновали на мужчину
В Зиньковском уезде на Полтавщине в конце ХVІІІ ст. было 15 конезаводов и до 200 лошадей в каждом селе, свидетельствует Павел Шафонский. В Гадячском - 13 конезаводов и до 300 коней в каждом селе. В Украине разводили коней неаполитанской, английской, испанской, датской и берберской пород.
Культ коня на территории Украины был развит еще со скифских времен. И скифских царей, и русских князей хоронили или сжигали вместе с их боевым конем. А посвящение юных княжичей в воины, описывают летописи, происходило в 7 лет, когда их впервые торжественно сажали на коня. К началу ХХ ст. на Подолье сохранился старинный обычай "коронования мальчика на мужчину". Парня сажали на коня, обычно белого. Он ехал, гарцевал на коне, а все его приветствовали аплодисментами и песнями.
В свадебных обрядах жених, как правило, приезжал свататься на коне и молодую обязательно на конях перевозили в хату молодого. И сегодня в карпатских селах, молодые едут с венчания верхом. А около комнаты, где молодые проводили первую брачную ночь, в некоторых местностях привязывали коня, - чтобы оберегал их от порчи.
Комментарии