Все началось 60 лет тому назад, в 1947-ом, в местности Кумран за 60 км на восток от Иерусалима. Пастушок-бедуин, собирая под вечер коз, наткнулся на пещеру. А в ней — сотни рукописей, спрятанных в кувшинах. Для мальчика это была только куча мусора — старый хлам и черепки. Он нарезал несколько кусков пергамента, ссучил себе из них пояс и пошел дальше искать скот. Его взрослые соплеменники-кочевники поняли, что это какие-то старинные вещи. Предложили их иерусалимским антикварам. Те охотно покупали даже небольшие куски кожи с надписями. Но даже не догадывались, что имеют дело с древнейшими в мире текстами Святого Письма.
Бедуины наведывались в пещеры до тех пор, пока несколько свитков не попало в руки местных специалистов — профессора Иерусалимского университета Элиезера Сукеника и настоятеля монастыря св. Марка митрополита Афанасия. Последний, кстати, неплохо заработал на рукописях. Четыре свитка, которые он приобрел за 50 фунтов, несколько лет спустя он перепродал за $250 тыс. Именно благодаря этому о существовании находки стало известно — о них узнали научные работники, церковь, заговорила пресса.
В Иудейскую пустыню Ватикан отправил экспедицию во главе с отцом Роланом де Во — монахом-ученым из ордена доминиканцев. В Иерусалиме он возглавлял Французскую школу по изучению Библии и археологии. До 1956-о группа исследовала 11 пещер возле Мертвого моря. В целом у них нашли 900 текстов. Собирать их пришлось из более 25 тыс. кусочков. Некоторые были величиной с почтовую марку. Написаны были между III в. до н.э. и началом I в. н.э. на древнееврейском, арамейском и древнегреческом языках и содержали все книги Ветхого Завета, кроме Книги Эстер.
Кусочки рукописей сначала группировали по определенным признакам, учитывали материал, на котором они написаны, язык, чернила, почерк. А затем собирали как обычный пазл. Легко удавалось собрать тексты, которые уже были известны, — тут можно было догадаться, какое предложение или слово может стоять. Но все равно иногда приходилось перебрать по несколько десятков комбинации. Те же документы, которые ученые только открывали для себя, возобновить было тяжелее. В самых сложных случаях это занимало до 20 лет. Потому публикация кумранских текстов заняла почти полвека: рукописи из первой пещеры вышли отдельной книгой в 1955 году, а последний том — в 2001-ом.
На начало XX в. церкви едва удалось преодолеть сомнения в историчности Библии. Скептики считали ее сборником сказок, пока археологи не открыли руины Ура Халдейского, откуда вышел Авраам, Вавилона, взятие которого персами напророчил пророк Даниил, Ниневии, где проповедовал пророк Иона.
Тогда критика начала закидывать, что Библию писали не на протяжении веков, а скомпилировали намного позже — в античные времена. В конечном итоге, до тех пор ее древнейшие рукописи были датированы лишь II–III в. н.э. То есть временами, когда христианство превращалось в господствующую религию Римской империи. Потому значительно более древние кумранские свитки стали весомым козырем в руках богословов. Уже самим фактом своего существования они отрицали возможность вмешательства христиан в Святое Письмо.
Кроме библейских текстов, в пещерах нашли много другой литературы, а также документы из жизни какого-то религиозного общества. Когда же исследователи их перевели, начали радоваться те, кто отрицал, что Христос жил в на самом деле. В свитках нет ни одного текста из Нового Завета. Зато в документах упоминается "Избранник" или "Учитель праведности", испытавший страдания. Но он умер от старости своей смертью. Жизнь в сообществе напоминала монастырскую, ритуалы — церковные таинства. Всем руководили 12 старейшин — как апостолов. Но все это было? за век до рождения Иисуса.
Некоторые обрывки были величиной с почтовую марку
Лекторы из советского общества "Знание" сразу начали убеждать, что Христос — лицо вымышленное. Мол, получены доказательства того, что идея Мессии, который будет страдать за человеческие грехи, существовала задолго до того, как якобы родился Иисус. Евангелисты же просто пересказали старинные легенды, которые в Палестине веками передавали из уст в уста.
Следовательно, тексты, которые подтверждали подлинность Ветхого Завета, начали использовать в качестве отрицания Нового.
Вина за такое толкование отчасти лежит на позиции церкви и экспедиции Ролана де Во. Ее работа была окутана тайной, а это породило подозрение, что Ватикан пытается скрыть какую-то правду. Кроме того, выводы, которые спешно сделал на месте раскопок руководитель экспедиции в начале 1950-х, были очень поверхностными.
В начале нашей эры в Палестине существовали три ветви иудаизма: консервативные фарисеи, практические саддукеи и аскетические ессеи.
О последних известно было немного. Они якобы принимали участие в борьбе против римлян, которые завладели Палестиной. Но, потеряв надежду на успех, уединились в поселениях близ Мертвого моря.
При вступлении в общество новообращенный обещал уважать Всевышнего, быть справедливым, а получив власть — не зазнаваться. Ессеи были сдержанны в еде и одежде, соблюдали безбрачие. На воспитание брали чужих детей. Жили сельским хозяйством, имущество было общим. Все необходимое в поселении ессеев делали самостоятельно, контактов с купцами избегали. Придавали большое значение чистоте. Главным наказанием было запрещение принимать участие в общих трапезах.
Де Во идентифицировал Кумран как колонию ессеев, где они жили и переписывали тексты. А находки, которые не подпадали под эту теорию, он отвергал или подгонял под нее.
Последующие изучения источников и археологические раскопки позволили поставить под сомнение эту версию. Так, например, вместе с пергаментами в первых пещерах был найден странный свиток из медной пластины, в котором указывалось на места, где спрятаны драгоценности. Это никак нельзя было связать с добровольной бедностью есеев.
Найденный стол с чернильницами, на котором вроде бы переписывали тексты, оказался маловатым для того, чтобы продуцировать такое количество рукописей. Впоследствии подобные столы нашли во многих местностях по всему побережью Мертвого моря: их использовали для торговли. Кроме того, графологическая экспертиза свитков обнаружила почерки свыше 500 человек. Понятно, что столько копировщиков просто не поместилось бы в пещерах. В конечном итоге, сама секта была немногочисленной — в пределах нескольких тысяч. Нуждались ли они в таком количестве священных текстов?
Какова была роль ессеев в становлении христианства и принадлежал ли к ним Христос — доказательств пока нет.
Профессор Джеймс Чарльзворт из Принстонской богословской семинарии, США, попытался пойти обратным путем. В Новом Завете он начал искать следы ессейской философии. Совпадений хватает: провозглашение Нового Завета, призыв полностью посвятить себя служению Господу, учение о Святом Духе и тому подобное. Но Христос критикует обычаи, свойственные также и ессеям. Особенно, фанатичное соблюдение обрядов, даже в ущерб их первобытному духовному значению. Это значит, что сам Христос и его ученики были знакомы со всеми течениями иудаизма, могли контактировать с ессеями, но ими не были.
Чем же тогда является кумранская находка? Определенное время существовала гипотеза, что пещеры служили генизой — помещением, где у иудеев находят свой последний приют сотлевшие религиозные рукописи. Такое себе кладбище книг. Однако археологи еще не находили генизы настолько далеко от храмов. Потому в пещерах могло быть только книгохранилище, архив или временный приют свитков, которым грозило уничтожение во время войн с римлянами. Такая версия вполне возможна, учитывая иудейскую традицию почтительного отношения к книгам.
Открытия, связанные со свитками Мертвого моря, продолжаются. В прошлом году вынырнул новый пергамент с отрывками из Книги Левит. Его израильские полицейские случайно изъяли у контрабандиста во время обыска.
Комментарии