"Поверьте, я сделал все, что в человеческих силах, чтобы избежать явного скандала. Я предпочел больше, чем трехлетнее непередаваемо тяжелое существование", - рассказывал в письме дирижер 39-летний Ганс фон Бюлов сестре жены в 1869-ом. Его жена и мать двоих дочерей Козима, которой исполнилось 32, стала любовницей приятеля - на 24 года старше нее композитора Рихарда Вагнера. Развестись в католической Баварии, где они жили, было непросто. Но Вагнер и не хотел этого: фон Бюлов был талантливый дирижер, нужный ему для совместной работы.
Осенью 1853-го 40-летний Рихард Вагнер поехал с 42-летним Ференцом Листом посетить внебрачных детей последнего. Младшая дочка 16-летняя Козима, долговязая и длинноносая, быстро стала поклонницей отцовского друга - тоже уже известного композитора. Невзрачный внешне – его рост был 153 см - Вагнер рассказывал, что "взглядом мог приковать женщину к стене".
Сразу после свадьбы в 1857 году Козима предложила мужу Гансу фон Бюлову провести медовый месяц в гостях у Вагнера. Тому идея не показалась странной: он и сам восхищался его творчеством. Композитор вместе с женой Минной жил тогда в имении своего благотворителя, торговца шелком Отто Везендонка поблизости Цюриха. Козима быстро понимает, что происходит в этом "убежище". Так называл Вагнер домик, который специально для него возвел меценат. Рихард влюблен в хозяйку имения Матильду Везендонк. И это чувство взаимное.
Козима решает: Вагнер должен принадлежать ей. Она выполняет мельчайшие поручения композитора, не упускает малейшей возможности выказать свое восхищение его творчеством. Супруги фон Бюлов уже покинули имение, когда разразился скандал. Минна демонстративно открыла письмо, написанное мужем Матильде, и требует прервать их связь. Хоть нежные чувства его жены к композитору давно для Отто Везендонка не тайна, но сплетни уже слишком распространились. Супруги Вагнер выезжают из "убежища": Минна на курорт лечить сердце, Рихард - в Венецию. Завершает там оперу "Тристан и Изольда". Приглашение Вагнера в Мюнхен на премьеру в июне 1865-го Везендонки проигнорировали. Это его сильно разозлило. Общение Отто и Матильды с композитором с тех пор прекратилось.
В ноябре 1863-го Вагнер заезжает в Берлин посетить концерт, которым должен был дирижировать Ганс фон Бюлов. Пока тот готовится к выступлению, композитор с его женой Козимой едут кататься на экипаже. "В этот раз нам было не до шуток: мы молча смотрели друг другу в глаза, и страстная потребность признания овладела нами. Но слова оказывались лишними", - вспоминает Вагнер в мемуарах ту прогулку.
Его финансовые дела идут все хуже. Он хочет роскоши, и получив хоть какие-то средства, немедленно тратит их на дорогую одежду, экипажи, отделку жилья. На воплощение произведений также необходимы финансы: за постановку сначала надо заплатить - исполнителям, за изготовление декораций и аренду зала. Поэтому одалживает под будущие доходы, и влезает еще глубже в долги.
С началом 1864-го ему, признает сам, "не оставалось ничего другого, как подписывать новые векселя для погашения старых, выданных на короткие сроки. Такая система очевидно и стремительно вела к полному разорению, выход из нее могла дать только вовремя предложенная, основательная помощь". И она была - от только что взошедшего на трон Баварии18-летнего короля Людвига II . Юный монарх еще подростком был поражен премьерой оперы "Лоэнгрин" и с тех пор влюбился в творчество Вагнера. А злые языки говорили, что и в самого композитора. Людвиг обеспечил его материально, отдал в распоряжение столичный Мюнхенский театр для постановок. Но Вагнера не устраивал уровень тамошних исполнителей. Тогда король согласился финансировать основание в столице королевства "Немецкой школы музыки". Там композитор мог готовить музыкантов и певцов, которые были бы способны исполнять его сложные оперы так, как он того хотел. Среди тех, кого пригласил работать в школе, был и Ганс фон Бюлов. Он прибыл с семьей - Козимой и двумя дочерьми. С тех пор его жена проводит с другом мужа почти все время: исполняет обязанности секретаря, обустраивает дела, Рихард диктует ей свои мемуары. Он давно не живет с женой.
В апреле 1865-го рождается дочка Вагнера и Козимы Изольда. Но официально они не признают своих отношений. Ребенок получает фамилию фон Бюлов. Ганс нужен Вагнеру - больше никому он не хочет доверить дирижировать в своих произведениях. Отец Козимы Ференц Лист осуждает поведение дочери. Поэтому приглашает к себе супругов фон Бюлов погостить, надеясь возобновить их связь. Но Козима нарушает договоренности и сама приезжает в Женеву, где снимает квартиру Рихард. Вместе отправляются в путешествие по Швейцарии. Тогда женщина опять возвращается к семье. Мужу объясняет, что в действительности помогает его другу-композитору налаживать отношения с издателями и исполнителями музыки. Козима с Вагнером во время путешествия присмотрели заброшенную виллу в околице Люцерна. Сняв и обустроив ее, Козима снова оставляет мужа - переезжает туда с тремя дочерьми. Вскоре к ним присоединяется Рихард. Еще несколько раз она будет возвращаться к мужу, Ганс будет ставить Вагнеровские произведения в Мюнхене, а в прессе будут появляться статьи-опровержения "клеветы" относительно их отношений. В феврале 1867-го Козима рожает четвертую дочку, второго ребенка Вагнера. Девочку назвали Евой, как и главную героиню оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры". Над ней как раз работал Рихард. Все время они живут в имении вместе, почти не кроясь.
Минна Вагнер умерла от сердечной болезни в 1866-ом. А как воспринимает все Ганс фон Бюлов? "Я принес в жертву свое положение в искусстве, достаток. Осталось только пожертвовать жизнью, и, признаю, это был бы самый легкий способ устроить все - разрубить узел, - описывает свои чувства в письме к сестре Козимы в 1869 году. - Возможно, я решился бы на это - если бы в том, втором, была хоть капля чести : он в своих творениях величественный, в поступках - низкий... Лишь несколько месяцев тому назад узнал из газет о "счастье" маэстро, которому его любовница (там было прямо указано имя) родила наконец наследника, крещенного во имя Зигфрида, - счастливое знамение завершения новой оперы. Этим самым мои рога увенчаны блестящей короной".
Сын Рихарда и Козимы Зигфрид родился в июне 1869-го. Тогда же Вагнер завершил одноименную оперу. Через год Козима получила официальное сообщение о разводе. Ради этого Ганс фон Бюлов должен был оставить должность королевского капельмейстера. Он поставил бывшей жене лишь одно условие: две его дочери должны остаться с ним. 25 августа 1870 года в Люцерне состоялась свадьба Рихарда и Козимы. Ференц Лист - теперь уже тесть Вагнера - на него не приехал.
15 часов длится тетралогия - цикл из четырех опер - "Кольцо нибелунга" Рихарда Вагнера. Произведение исполняют четыре вечера подряд. В каждый звучит одна из частей: "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов". Композитор писал тетралогию на протяжении 26 лет, начиная с создания либретто в 1848-ом. Действие базируется на древней немецкой мифологии, исландских сагах и средневековой поэме "Песнь о Нибелунгах". Для исполнения сложной технически на то время оперы, которая содержит много спецэффектов, в немецком Байройте построили театр. Впервые тетралогию поставили с 13 по 17 августа 1876 года на открытии театра. Там до сих пор происходит ежегодный Вагнеровский музыкальный фестиваль.
Комментарии
5