пятница, 24 июня 2016 00:30

"Вещь была большая и явно лежала на своем первоначальном месте, не тронутая грабителями"

 

"Шахтеры, после обеда еще раз прикрепив дромос в слабых местах, уже собирались домой. Мы, археологи, решили еще немного поработать. Я расчистил один из сагайдачных наборов под стенкой дромоса. Свертывая густой глиняный чамур, покрывавший пол, почувствовал, как пальцы что-то больно царапнуло . В сердце сладко екнуло. Осторожно откинув чамур, я увидел, как блеснуло золото. Каким-то неведомым чувством понял - это именно то", - вспоминает 21 июня 1971-го археолог Борис Мозолевский (1936-1993) в книге "Толстая Могила".

Весной того года директор горнорудного комбината в Орджоникидзе (ныне город Покров Днепропетровской области - ГПУ) Григорий Середа решает провести на территории предприятия раскопки. Здесь расположен курган Толстая Могила. Его диаметр 70 м, высота - до 8,6 м. На этом месте планируют выкопать карьер для добычи марганцевой руды.

Середа приглашает внештатного сотрудника Института археологии Бориса Мозолевского и его ассистента Павла Загребельного. Также за работами следит известный скифолог Евгений Черненко. Директор поселяет исследователей в ведомственной гостинице. Выделяет технику и отряд шахтеров-проходчиков.

В течение двух недель Мозолевский ежедневно просыпается в 5:30. Работает по 16 часов в сутки, без отдыха и выходных. Сначала исследуют центральную часть кургана. Снимают 9 м грунта и закапываются на 5 м в глубину. Так находят захоронение царя шириной 4,5 м. Оно разграблено еще в древности. Но несколько золотых изделий сохранились.

Проваливается под землю техника, которая раскапывала восточную часть кургана. Внизу четыре могилы. Основные - гробница принцессы и ее ребенка. Рядом похоронены служанка, воин и конюх. Сюда грабители не добрались. Исследователи находят около 600 золотых изделий. Это отделка на броню воина, высокий головной убор царевны, массивные серьги с изображением богини на троне, золотая гривна с фигурками семи львов, которые преследуют лошадь. На ее руках - три браслета и 11 колец. В маленьком саркофаге у царицы лежит ее ребенок, который умер позже. С ним положили золотой браслет, кольцо, гривну и серьги. А в дромосе - проходе от камеры царицы к царю - лежит ценная находка.

"Вещь была большая и явно лежала на своем первоначальном месте, не тронутая грабителями, - описывает Мозолевский. - На минуту я онемел. Потом тихо, чтобы не поднимать шум, позвал Черненко. С двух сторон мы быстро разгребли глину, и Евгений первый сказал то слово, что впоследствии стало популярным в прессе: пектораль. Пальцы я, оказывается, поцарапал об острый козий рог. Уже было видно, что вещь заполняют скульптурные изображения. Однако рассмотреть детали мешала глина, а поднимать произведение до того, как будет расчищено все дно могилы , не позволяла методика исследований".

Скифы жили в IV-III в. до нашей эры на территории современного юга Украины. Были кочевниками. Это было первое государство на территории нашей страны. Вблизи города Орджоникидзе Мозолевский насчитал 23 кургана. Здесь хоронили царей, их родственников и окружение.

Археолог сразу повез находку в Киев. Там получил работу младшего сотрудника в Институте археологии НАНУ с окладом 400 рублей в месяц. Ему дали трехкомнатную квартиру в столице. С 1980 года возглавлял сектор скифской археологии. После Толстой Могилы исследовал еще девять курганов.

В растительном орнаменте зашифрован рецепт целебного бальзама

- Находки в Толстой Могиле можно сравнить с драгоценностями гробницы Тутанхамона, - говорит археолог из отдела древнейшей истории Национального музея истории Украины Марина Стрельник, 54 года. - Пектораль сохранилась такой же, как была две тысячи лет тому назад. По одной из версий, ее изготовили греческие мастера на заказ скифского царя. По другой - это работа местных умельцев.

Скифы считали золото признаком власти и благосостояния. Чем его было больше - тем лучше. Царь носил пектораль на шее поверх одежды. Скифы любили одежду красного и синего цветов, усыпанную золотыми бляшками и пластинами. Драгоценность удачно дополняла образ обладателя.

Украшение имеет три яруса изображений, соединенные между собой скрученными цепочками золотых трубочек. На концах - литые головы львов, держащих в пастях кольца для шнурка.

В нижнем ярусе собраны сцены поединка фантастических животных - так называемые растерзания. Изображения животных и мифических существ в характерных позах были популярны в скифском искусстве. В центре расположены три сцены борьбы коня с двумя грифонами. Дальше - поединок дикого кабана и оленя с леопардом и львом. За ними видим погоню собаки за зайцем.

Средний ярус - это растительный орнамент. Предполагают, что здесь зашифрован рецепт целебного бальзама из корней и цветов.

Верхний ярус - люди за работой. По центру расположены две мужские фигуры. Предполагают, что это древние скифские цари Haп и Пал. Держат в руках овечью шкуру. Справа - кобыла с жеребенком, корова с теленком, овца, коза с козленком и взлетающая птица. Парень доит овцу. С другой стороны - те же животные. Скиф подоил овцу, затыкает амфору с молоком сорванной травой. Так хранили молоко от скисания.

Сейчас вы читаете новость «"Вещь была большая и явно лежала на своем первоначальном месте, не тронутая грабителями"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть