Ексклюзивы
понедельник, 22 марта 2010 18:12

"Я не могу обманывать зрителей ради их денег"

"В Японии мне задают бессмысленные вопросы, — сетовал режиссер Акира Куросава. — Я на них не отвечаю". За упрямство и бескомпромиссность его называли Императором.

Он был самым младшим, седьмым ребенком в семье. С детства учился боевым искусствам у отца. Однако "изменил" ему и посвятил себя другому искусству — кино. Старший брат Хейго также не осуществил надежды отца о военном будущем. В 27 он со своей подругой уехали в горы и там совершили самоубийство.

Киножизнь Куросавы началась тогда, когда он, выиграв конкурс, стал помощником режиссера на студии "Тохо". Его самостоятельный фильм "Легенда о дзюдо" вышел в прокат в 1943-м. Однако Куросава не считал его дебютом, потому что чувствовал себя уже умелым режиссером. В свои 33 он только начал собственный путь в кино, а уже диктовал собственные правила.

— Не говори много, — убеждал коллег Акира Куросава.

Понял, что работать винтиком в коллективе не сможет. И смирился с мыслью, что он деспотичный режиссер. Потому что для того, чтобы предложить зрителю честное кино, нужно снимать о том, что хочешь, а не о том, за что платят.

— Я не могу обманывать зрителей ради их денег, — говорил.

Японцы любят наслаждаться мгновением. Поэтому снимая фильмы, присматривался к каждой пы линке. Так, в финальной сцене ленты "Трон в крови" по актеру Тосиро Мифуне стреляли с близкого расстояния настоящими стрелами. Безопасность актера зависела только от ловкости мастеров кюдо. А для ленты "Ран" на склонах горы Фудзи построили настоящий замок. Для того, чтобы потом его сжечь.

Чтобы актер привык к костюму, он должен был носить его несколько недель до съемкок. А если нужна была та или иная погода, режиссер мог ждать ее неделями и месяцами. В его съемочной группе все знали: если Куросава повторил сцену с актером только раз, значит, тот ему не нравится и по-настоящему не интересует.

Если повторил сцену с актером только раз, значит, тот ему не нравится и по-настоящему не интересует

Основав собственную киностудию "Куросава продакшн", он смог творить относительно независимо. Все его ленты получали престижные зарубежные награды, а от японских киноведов — только критику. Денег часто не хватало. Поэтому Куросава согласился на сотрудничество с Голливудом. В свои 50 он был высоким, молодцеватым, элегантным. Из-за этого "глянца" американские киномагнаты ждали его как нового экзотического чуда из Японии, которое освежит их кинематограф. Но не знали, что к ним едет Император.

В 1966-м режиссер согласился поставить на "фабрике звезд" фильм "Поезд-беглец" с американскими актерами. Но с продюсерами сработаться не смог. Потому что, как говорил, хотел поставить глубокий философский фильм, а ему предлагали ввести сцены с обнаженными женщинами. А еще в американском кино его поражали прагматизм и жесткая система контрактов. Режиссер просто не понимал, как в таких условиях может развернуться его художественное виденье. Американцы же решили, что у Куросавы просто расшатались нервы, и заставили его обследоваться у трех невропатологов. Конфликт закончился расторжением контракта.

На родине Куросаве пришлось продать свой дом, чтобы все начать с нуля. Но темная полоса для него затянулась. И в один декабрьский день 1971 года потомок самураев перерезал себе вены.

Однако это не было его время — из той наполненной водой ванны его спасли. Куросаве суждено было прожить еще почти 30 лет.

Что же, деньги можно заработать и снимая рекламу японского виски, пусть так — решил режиссер. Этим и занялся, у себя же дома. А параллельно снимал исторический фильм "Кагемуся".

— Никто не давал мне денег, — вспоминал. — Все говорили, что историческое кино никого не интересует. А я снял "Кагемусю", чтобы доказать, что это не так.

И доказал. Потому что уже через 12 лет после попытки самоубийства в Иокогаме построил студию "Куросава фильм". В 1990-м увидела мир лента "Сны Акиры Куросавы": восемь фрагментов о том, как думает и воспринимает мир этот режиссер, — о жизни, смерти, творчестве и человеческой природе. Фильм спродюсировал Стивен Спилберг.

Последний фильм Акиры Куросавы — "Нет, еще нет" — вышел в апреле 1993-го. Старый профессор-мудрец и его ученики в течение ленты балясничают. То вкушая сакэ, то анализируя капли дождя, то упражняясь в остротах. За дверью идет война, и проходит незамеченная. А старый профессор с женой замечают другое, значительно более важное: первые почки на деревьях, летнюю жару, кучи желтых и красных листьев перед их домом, рассыпчастый зимний снег. Название фильма — это цитата из диалога:

— Ты готов перейти в иной мир?

— Нет, еще нет...





Считал себя похожим на князя Мышкина

— Книги Достоевского читаю и перечитываю постоянно, — рассказывал Куросава в одном из своих интервью. — Никто, кроме него, не способен так искусно писать о людях, их психологии и судьбе. Благодаря ему я понял жизнь.

Большие полотна — это любовь Акиры Куросавы. Он считал, что для того, чтобы писать сценарии, нужно сначала выучить романы и драмы, написанные другими.

— Хочу понять, — объяснял, — откуда возникают чувства, которые бередят мою душу.

Лучшим своим фильмом называл экранизацию романа "Идиот" Федора Достоевского. Действие произведения Куросава перенес в ХХ век — в послевоенную Японию, на остров Хоккайдо. А герои получили японские имена. Но даже невзирая на это современная кинокритика считает именно эту ленту одной из лучших и наиболее достоверных экранизаций Достоевского.

Японская критика начала 1950-х годов этого не оценила. Фильм встретили негативно, потому что он не отвечал законам классической японской мелодрамы. На ее производстве специализировалась киностудия "Секино", для которой и был снят "Идиот". Куросаве пришлось оттуда уволиться.

— И все равно это лучший мой фильм. Я это точно знаю, — говорил режиссер. — Я долго вынашивал его идею и вложил в него весь свой режиссерский опыт. Возможно, мне так нравится "Идиот", потому что я сам похож на главного героя романа — князя Мышкина.

1910, 23 марта — Акира Куросава родился в предместье Токио в семье офицера, потомка давнего рода самураев

1936 — стал ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото. Тот научил его азам режиссуры. Через семь лет Акира Куросава поставил свой первый самостоятельный фильм "Легенда о дзюдо"

1944 — в новой его ленте "Самые нежные" снялась Йоко Якуте (1921—1985). Они с Куросавой поженились 21 мая 1945-го. У них было двое детей — дочь Казуко и сын Хисао. Последний впоследствии стал продюсером и работал с отцом

1948 — знакомство с актером Тосиро Мифуне, который позже снялся почти в половине лент Куросавы. В этом году они совместно создали картину "Пьяный ангел". Через три года экранизирует роман "Идиот" Достоевского

1952 — умирает мать режиссера. Акира Куросава снимает свой самый грустный фильм "Жить". Через два года выходят "Семь самураев" — один из самых известных фильмов режиссера. В апреле 1955-го создает собственную кинокампанию "Куросава про"

1973 — начал работу над советским фильмом "Дерсу Узала" — о жизни человека в гармонии с природой

1990 — получает персональный "Оскар". В следующем году выходит "Августовская рапсодия" Акиры Куросавы об атомном взрыве в Нагасаки: история из уст очевидцев. Куросава наконец может позволить себе снимать то, что хочет

1998, 6 сентября — Акира Курасава умер от инсульта в Токио

Сейчас вы читаете новость «"Я не могу обманывать зрителей ради их денег"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть