Праведных Иоакима и Анну — родителей Девы Марии — православные и греко-католики почитают 22 сентября. Согласно библейским рассказам, супруги долго не имели детей. Это считалось Божьим наказанием и позором. Священник даже отклонил дары, принесенные Иоакимом в храм в Иерусалиме, потому что бездетные были недостойны приносить пожертвования. Супруги ревностно молились, и на старость Бог послал им дочь. Назвали ее Марией. К Иоакиму и Анне с молитвами обращаются бездетные и родители тяжело больных детей.
— Якима и Анны празднуют на второй день после Второй Пречистой: сегодня Рождество Богородицы, а завтра уже попраздник — родителей ее как-бы почитают, — рассказывала два года назад 85-летняя София Николаенко из села Липовка Макаровского района на Киевщине. — Считается, что на Якима наступает бабье лето: работы на поле уже такой срочной нет, чуть вольнее бабам, и они могут отдохнуть. Ну это не так чтобы, как сейчас, в отпуск ходят. А как погода на дворе и тепло, то женщины идут по грибы, потому что их на Якима и Анны в лесу полно.
На паутину, которая в эту пору летает в воздухе, говорят: "Паук прядет бабье лето". Лемковское поверье гласит, что паутина — это саван Богородицы. Когда Пречистая вознеслась на небеса, он распался и теперь летает по всему свету. От Иоакима и Анны приступали к прядению, но в этот день воздерживались от любой хозяйственной работы. А по грибы можно было идти. Перед тем, как отправляться, советуют присесть за столом или посидеть на припечке — это должно принести удачу. Потому что за припечком якобы прячутся домовой и души умерших родственников, которые благословляют на удачный поход в лес. Важна и фаза луны — считается, что лучше всего грибы растут перед полнолунием, а хуже всего — в новолуние и в "крайние дни" — последнюю четверть луны.
Повсюду в Украине существует запрет ходить в лес на большие праздники, а также на Михайлово Чудо — 19 сентября и Воздвижение — 27. Тогда, говорят, можно заблудиться или натолкнуться на змеиное гнездо. Чтобы этого избежать, отправляясь в лес, повторяли: "Господи, благослови со всем хорошим встретиться". А зайдя в лес, приговаривали:
— Помагай, лесок! Дай грибок и бабку, сыроежку с кадку, хрящик с ящик, подосиновик с парня!
Лес как "чужое", "нечеловеческое" пространство имеет свои законы. Там нельзя молиться и креститься — все грибы попрячутся под землю. Не стоит кричать, громко разговаривать, смеяться, бегать. Увидев грибы, нельзя радоваться и ойкать — счастье на них может отвернуться. Полищуки Ровенщины целовали первый найденный гриб и клали его в дупло дерева для Хозяина, приговаривая: "Дай, Боже, чтобы не последний!". Или: "На этом месте да раз двести".
— Когда первый раз идешь по грибы, лучше не брать ничего, кроме "правдивцев", то есть белых грибов, — советует опытный грибник 58-летний Александр Лунько, родом из села Соболевка Брусиловского района на на Житомирщине. — Если же первым грибом, положенным в корзину, будет боровик, то весь грибной сезон будет у тебя удачным.
Есть люди, которым особенно везет на грибы. "Как нет счастья, по грибы не иди" — говорит украинская поговорка. Удачу в сборе грибов можно к себе привлечь: кто на Пасху первым придет домой со свяченым куличем, тот насобирает больше всего грибов осенью. Если услышав первый гром весной, кувыркнуться через голову, можно обеспечить себе хороший сбор грибов. Александр Лунько уверен, что нужно иметь умение к сбору, разбираться в грибах и, конечно же, знать места:
— Тот, кто понимает, где ходит, тот и наберет, а бестолковые и из грибного леса придут с пустыми руками.
София Николаенко предостерегала от хождения по грибы с жадными и завистливыми людьми:
— Есть люди, у которых "дурные" глаза и которые умеют "сбор" отбирать. Он только глянет в твою корзину — и уже тебе грибов не будет, а сам наберет себе полным-полно. Но и сам не хвастайся перед другими, потому что твоя удача сойдет на ничто.
Грибы занимают промежуточное место между растениями и животными, по народным верованиям. Их связывают с демоническими силами и потусторонним миром и придают им эротический смысл.
Так, грибы с выпуклой шапкой считаются мужскими — белые, подосиновики, подберезовики. А с вогнутой — женские — сыроежки, волнушки. Пластинчатые грибы называются губами. А собственно грибами или "добраками", "справедливыми" называют только трубчатые — белые, боровики, польские, маслята. Если они снятся — к добру, прибыли, счастью, а губы — к убыткам: "Снятся губы — к погибели". Если женщина во сне берет сыроежки — родит девочку, подосиновики — мальчика, поганки — незаконнорожденного ребенка. Растерявшему силу мужчине говорили: "Если ты мне муж, то будь мне дюж. А раз не гриб, то не лезь в лукошко".
На грибные места указывают следы зайца. Прежде чем ступить на заячью тропинку, нужно через нее перебросить что-то из своего — платок, передник, нож. Иначе "уцепится блуд" или закружится голова. Место, где большая старая грибница, а грибы растут кружком, называют ведьминым кругом. Там посередине якобы есть заколдованное сокровище. А там, где растет много ядовитых грибов, — могила колдуна.
Посвяченые на Успение трутовики, растущие на дереве, защищают детей от испуга, деревья — от вредителей, скот — от недобрых глаз, а дом — от пожара. Для этого их поджигают и все обкуривают дымом.
"Полищуки без гриба не завтракают и не обедают"
Заготовкой грибов занимались преимущественно женщины. Грибы давали дополнительную пищу и прибыль: из них готовили разнообразные блюда и продавали на базарах, торговым агентам за деньги. Сто лет назад украинские грибы шли даже за границу. Так, в 1909-1911-х с железнодорожных станций Ровно, Костополь и Сарны, нынешняя Ровенщина, было отправлено 5 тыс. пудов грибов. Пуд — это 16 кг.
Грибы были почти ежедневной едой в пост: шли в суп и борщ, как начинка в пироги и пирожки, добавляли их в квашеную и тушеную капусту.
— На зиму в дубовых бочках солили грузди и рыжики, опята и польские. А в пост вкуснее всего были драники с грибной подливкой, — вспоминала 85-летняя София Николаенко из села Липовка Макаровского района на Киевщине. — Вообще, полищуки без гриба не завтракают и не обедают.
С грибами делают поминальный борщ. Верили, что ставить его на стол нужно горячим, потому что "душечки" умерших родственников хватают и потребляют идущий от него пар.
"Лучшей тары, чем сосновый короб, нет"
— Как по грибы ходить, то лучшей тары, чем сосновый короб, нет. Они легкие и удобные: повесил себе на плечо, а руки свободные. А кошелка или корзина из ивы — тяжелая, и в руках ее таскаешь, и грибы в ней мнутся, — рассказывает 75-летний Владимир Сенченко из городка Щорс на Черниговщине.
Сегодня он единственный мастер, плетущий тару из сосновой "дранки" — тонких досточек. Их получает, отщепляя от толстых сосновых колод, старательно обстроганных и распаренных в печи.
— Лучина из сосны должна быть метр в длину и четыре сантиметра в ширину. Сначала делаем донышко, а потом крутим короб: заплетаем обводную лучину по кругу. Лучинки потолще идут на дно и на верх, а перекладины делаю из более тонких, — делится мастер.
Короб имеет одну "учепку" — шлею из вдвое сложенного плотного льняного полотна. При сборе ягод и грибов короб перебрасывали на спину и таким образом оставляли руки свободными. Широкая льняная "учепка" не натирала плечи.
— Грибы, чтобы они не помялись в одну кучу на гамулу, набирать надо по два пояска до верха, не набивать под завязку, — советует Владимир Сенченко.
Сосновые короба, козубки и кошелки делали еще во времена Киевской Руси. В такой таре хранили также овощи, фрукты и зерно.
Комментарии