Из немецкого герцогства Ангальтского в 1827 году в Российскую империю прибыла комиссия. Герцог Фердинанд поручил найти участок земли для разведения благородных овец и основания колонии. Под Одессой ничего подходящего не было, поэтому комиссия направилась в Таврию. В конечном итоге среди свободных участков зацепились за место, названное на карте "степь N71". Здесь еще бегали табуны сайгаков и тарпанов, давно вымерших в Европе. Недалеко Перекоп, чуть дальше — Каховка и Днепр. Участок пересекали Большой млечный путь и почтовая дорога на Кременчуг.
Царским указом от 2 марта 1828 года герцогу "на вечные времена" выделили участок площадью 42 тыс. десятин с правом наследства "вместе со всем, что находится над и под землей". Владения на 10 лет освобождали от налогов. Немецкая колония получила название Аскания-Новая — в честь родового имения герцога. 23 первых поселенца пригнали 1,5 тыс. овец. А пожитки, инструмент и семена привезли на трех телегах. Начали строить жилье и хлева, копать колодцы. В 1833-м в колонии уже жило 30 семей. 24 тыс. овец пасли чабаны-татары.
В 1856-м потомки герцога продали владение Фридриху Фейну — одному из самых богатых помещиков в регионе. Единственную дочь Элизабет тот выдал замуж за своего помощника, животновода Иоганна Пфальца. У них было три сына и четыре дочери, положивших начало династии Фальц-Фейнов. А их внук Фридрих стал основателем нынешнего заповедника " Аскания-Новая".
Мальчик любил животных. За успешное поступление в гимназию отец подарил ему несколько вольеров. 10-летний Фридрих поместил в них местных диких птиц и зверей. Здесь же, в степи, их ловил его товарищ — крестьянский парень Клим Сиянко. Он же и ухаживал за ними, когда Фридрих учился в гимназии, а после в университете. На совершеннолетие Фридрих сделал себе подарок — потратил свыше тысячи рублей на ограждение участка в 8 десятин. Они с Климом собрали там представителей всех степных птиц. Купили в Крыму косуль и оленей.
Ботанический сад обустроить смогли после того, как в усадьбе выкопали 70-метровый колодец с артезианской водой. Насос закачивал ее в башню на 8 тыс. ведер: без искусственного орошения здесь ничего не росло бы — в знойное лето степь выгорала. Зоопарк наполовину засадили деревьями, на остальной территории оставили первобытную степь. Из разных континентов в зоопарк доставили бизонов, страусов, кенгуру, зебр. Перед Первой мировой там обитало 58 видов животных и 402 — птиц. "29 апреля рано утром я поехал на моторе через Симферополь и Перекоп в Асканию-Новую, — пишет царь Николай II в письме к матери 8 мая 1914 года. — Там встретили: сам хозяин, старая мать, ее дочка... внучка и еще сын, то есть брат Фальц-Фейна. Они совсем россияне и простые достойные люди в общении. Мне предложили чай в саду. Вокруг стола разгуливали цапли, утки, гуси и журавли, смотрели на нас и некоторые подходили и толкали клювами, прося дать им хлеба".
В январе 1918-го матросы-большевики в Аскании-Новой устроили бойню животных и птиц. Один саблей рубил головы гусям редкой породы и орал:
— Прочь головы буржуям!
Фридриха Фальц-Фейна объявили немецким шпионом и бросили в московскую Бутырку. Его едва вытянули оттуда российские научные работники. Семья Фальц-Фейнов эмигрировала в Европу. А 1 апреля 1919 года декретом Совета народных комиссаров УССР Аскания-Новая получила статус "народного заповедника".
Кирпич из имения Фальц-Фейнов растянули на дачи
В середине 1990-х племянник основателя заповедника барон Эдуард фон Фальц-Фейн, живущий в княжестве Лихтенштейн, решил реставрировать семейное имение в Аскании-Новой. В нем располагался музей с чучелами животных.
При содействии тогдашнего президента Леонида Кучмы барон привез в чемодане $100 тыс. наличными и передал их директору заповедника. Деньги положили в банк, переведя их в купоно-карбованцы. Двухэтажный дом в античном стиле разобрали, а на его месте начали сооружать новый.
— Что вы наделали?! — ужаснулся Фальц-Фейн, когда приехал через год. — Где мой дом? Я же просил реставрировать, а не разваливать его!
Еще больше его шокировала весть, что его долларов хватило на стены и крышу. Строительство законсервировано доныне. Стройматериалы из имения распродали за бесценок местным жителям. Кирпич с фамильным клеймом " FF" пошел на дачи.
Комментарии
4