четверг, 28 июля 2011 19:08

"Оперная певица живет с этим рыжим священником?"

В итальянском городе Мантуи при дворе местного герцога давали новую оперу композитора Антонио Вивальди из Венеции. В 1718-ом его пригласили сюда на должность капельмейстера. За первый год службы он поставил много опер и концертов. Работал так быстро, что даже шутили: "Музыка Вивальди пишется за пять дней".

- Кто будет петь главную партию? Снова Анна Жиро? - сплетничали зрители перед спектаклем.

- Да, ведь Вивальди ее обожает. Она - его лучшая ученица. Конечно, голосок у нее не очень. Но, как для дочери парикмахера, поет довольно хорошо.

- Еще бы! Оперы Вивальди такие примитивные, что их может исполнять любой дилетант! Он - хороший скрипач, но композитор из него никакой.

- Кстати, ходят слухи, что они живут вместе.

- Что вы говорите! Оперная певица живет с этим рыжим священником? И куда только смотрит церковь? Ну ничего, Вивальди таки доиграется!

Слухи о любовной связи с Анной сильно беспокоили 40-летнего Антонио Вивальди. Как мог отстаивал честь своей ученицы, но ему никто не верил. Тем более что к нему домой недавно переехала еще и ее сестра Паолина - присматривать за композитором. Так как у Вивальди с детства было хлипкое здоровье. Родился недоношенный и долгие годы страдал от приступов астмыф. Маэстро тяжело было ходить, подниматься по ступенькам. Сестры Жиро сопровождали во всех его турне.

Музыка Вивальди имела успех. Ему завидовали. В 1720-ом в самый разгар сезона появился анонимный памфлет. Композитора высмеивали за неоригинальные, переполненные штампами заезженные сюжеты. Это был сильный удар. Билеты на его оперы перестали раскупать. Зрители в театре громко смеялись и мешали актерам выступать. Потом почти четыре года Антонио не ставил новых опер, многое пересматривал в своем творчестве. Новые произведения имели большой успех.

В 1722-ом после трехлетней службы в Мантуи Вивальди вместе с Анною и Паолиной вернулся в Венецию. Женщины постоянно жили в доме композитора. Вивальди проводил с Анной много времени, по городу сразу поползли грязные слухи о "подруге рыжего священника". Антонио утверждал, что ему нужна помощь и сестры лишь присматривают за ним, но все считали его лжецом. Местное духовенство обвиняло композитора, что живет в разврате. Кроме того, не выполняет своей священнические обязанности: из-за проблем со здоровьем Вивальди продолжительное время не отправлял богослужений. За ним начали следить агенты инквизиции. Иногда по несколько шпионов сразу. Разгневанный композитор-священник скандалил, слал письма секретарю инквизиции. Но тот смиренно извинялся, что "произошла ошибка".

В 1728-ом австрийский император Карл VІ пригласил Антонио Вивальди в Вену. Там его концерты имели успех. Два года композитор путешествовал и активно писал концерты. А своими произведениями "Времена года", "Ночь", "Шторм в море" прославился на всю Европу. Заработав много денег, Вивальди после нескольколетнего концертного турне в 1735-ом вернулся в Венецию. Страсти вокруг его личности немного утихли. Ему предложили место преподавателя музыки и дирижера оркестра в женской консерватории "Оспедале делла Пьета", в которой он служил раньше. Теперь маэстро платили 100 дукатов в год - около $9,5 тыс. на настоящие деньги. Этого вполне хватало на жизнь и постановку новых спектаклей. Так как в XVIII в. за 4-5 дукатов - одна такая золотая монета весила 3,5 г - можно было безбедно прожить круглый год. 18 дукатов, например, стоил перстень с сапфиром.

Но тут у Вивальди снова начались конфликты с церковью. В 1737-ом он собрался ставить новые оперы в городе Феррари. Однако тамошний епископ запретил ему и Анне въезд в город.

- Это потому, - говорил Вивальди, - что, будучи духовным лицом, я не отправляю богослужений и пользуюсь вниманием певицы Жиро.

Ситуацию усложняло то, что за срыв постановок в Феррари Вивальди должен был уплатить неустойку, которая равнялась плате за 60 опер. Композитор посылал епископу отчаянные письма. Напоминал, что его принимал сам Папа Римский и высоко оценил его творчество. "Уже 25 лет я не отправляю в церкви служб,- писал он,- и не могу это делать из-за моей судьбы, та боль, которая у меня с детства, и которая меня до сих пор беспокоит. Только год после посвящения меня в священники я служил мессу, но после того, как трижды был вынужден уйти, не закончив службы, перестал это делать. Никто из знатных синьоров не приглашает меня к себе домой, даже наш князь, так как все знают о моем дефекте". Но епископ уперся:

- Если даже мне прикажет сам Папа, я не отменю свое постановление, - заявил.

Без Вивальди и Жиро оперы поставить не могли. Спектакли и выплату неустойки удалось таки отсрочить. А спустя какое-то время постановку опер таки разрешили. Но зрители после всей волокиты и огласки были уже настроены против Вивальди: спектакли провалились. Композитор все равно продолжал создавать. В 1739-ем написал две оперы для театра в Вероне, поставил новый спектакль во Франции, создал музыку для венецианского театра Сант-Анджело. Но на родине Вивальди его последние постановки тоже не имели успеха. "Я был удивлен, что в Венеции его ценят не так высоко, как он того заслуживает", - писал современник.

Композитор решил оставить родной город. Чтобы собрать деньги на путешествие, распродал партитуры своих концертов по дукату за штуку. В лучшие времена ему давали за них в десять раз больше. В конце лета 1740-го вместе с сестрами Жиро Антонио Вивальди отправился в Вену. Там надеялся получить место при дворе Карла VІ, который когда-то обещал ему поддержку. Но монарх как раз умер, а Австрия вступила в очередную войну - и стране и ее столице уже было не до музыки Вивальди.

Измученный болезнями композитор умер в бедности 28 июля 1741-го. Врач, который осматривал покойного, зафиксировал смерть "преподобного дона Вивальди от внутреннего воспаления". Маэстро похоронили на местном кладбище для бедняков. Через месяц к дому Антонио Вивальди в Венеции, где жили его две незамужние сестры, явились судебные приставы и описали все имущество за долги.

Анна Жиро вернулась к Венеции и пережила своего учителя на девять лет.

465

концертов для разных инструментов создал Антонио Вивальди. Самый известный - цикл для скрипки "Четыре времени года". Кроме того, написал 48 опер, три оратории, 76 сонат, 56 светских кантат, 55 произведений духовной музыки.

 

 

1678, 4 марта - Антонио Вивальди родился в итальянском городе Венеции. Отец был парикмахером и скрипачом

1691 - начинает писать музыку. Через два года становится монахом

1703 – его посвятили в священники. Становится руководителем оркестра и хора в женской консерватории "Пьета" в Венеции

1714 - пишет первую оперу "Роландо - мнимый сумасшедший". С 1717-го возглавляет театр Сант-Анджело. Выступает как скрипач-виртуоз. Произведения композитора активно издают в Италии и за ее пределами

1725 - в Амстердаме выходит сборник концертов "Времена года"

1735-1740 - после продолжительных путешествий работает капельмейстером в консерватории "Пьета". 21 марта 1740 года дает последний концерт в Венеции

1741, 28 июля - умирает в Вене, похоронен на местном кладбище для бедняков

 

Сейчас вы читаете новость «"Оперная певица живет с этим рыжим священником?" ». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть