Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечают 14 октября. По преданию, в этот день в 910 году Божья Матерь своим платком-омофором накрыла окруженный сарацинами Константинополь, и враги отступили от города.
— Покров — это самый большой праздник за всю осень, — рассказывает 77-летняя Галина Потапчук из села Обиходы Коростенского района Житомирской области. — До Покрова все, что нужно сделайте, утеплите окна и двери, помажьте печь и завалинку, помажьте пол и побелите все. Когда-то до Покрова рогозу обкладывали вокруг избы, чтобы холодно не было. Баба моя говорила: "Когда придет Покрова — зима готова".
Чтобы тепло держалось в жилище в течение всей зимы, в ночь перед Покровом хозяйка трижды вставала и топила в избе и приговаривала: "Покров, натопи избу без дров!". Или: "Загоняю тепло в избу, чтобы нам всем не мерзнуть!". Еще до сих пор, когда строят новый дом, стараются управиться с этим до 14 октября. Потому что тогда Покров покроет всю семью добром, согласием и достатком. С этого праздника молодежь в украинских селах когда-то начинала сходиться на вечерницы. — Смолоду-то ми до Покрова на улице гуляли, на бревнах, а после Покрова - уже к кому-то в избу просились, — вспоминала 94-летняя Серафима Охримчук из села Сущаны Олевского района Житомирской области в 2002-ом.— Избу занимали большую у вдовы или у бездетных и там считай каждый вечер собирались на посиделки. Рассчитывались хлебом, мукой, полотном или помогали по хозяйству. Деньгами не годилось. Обязанностью ребят было обеспечение хозяев дровами. Вечерницы продолжались целую зиму до самого Великого поста. Вместе собиралась молодежь только одной улицы или угла. Чужие могли присоединиться только с разрешения всей молодежной общины. Девушки начинали ходить на вечерницы лет с 14–16, как научатся прясть, шить и вышивать. Из всех они выбирали атаманшу — девушку, которая руководила вечерницами и которую все должны были слушаться. — На посиделках мы пряли починки, — продолжает баба Серафима. — Каждая девушка несла свой гребень, веретено и коловоротку. Кружева плели для полотенец, к настульникам (скатертям. — "ГПУ"), к простыням. Да и вышивали полотенца — кто крестом, кто гладью. Ну всякое делали, так просто не гуляли.Девки греха боялись, потому что и ворота снимали таким, и дегтем домашние стены мазали
Каждая девушка должна была приготовить приданое: рубашки для себя и будущего мужа, платки, скатерти, постельное белье. Только свадебных полотенец должно быть несколько десятков. Юноши начинали ходить на вечерницы лет с 16–19. Плели из лыка лапти и рукавицы, из кожи делали пояса и плети. И заигрывали к девушкам. — Когда парни приходили к нам, то только шкоду делали. То катушку отберут, то отберут мулине, бывает вышиваешь — а они что-нибудь да сделают. Но с ними веселее было. Песни пели, в игры всякие играли — в "краски", "булавочку" там, "жмурки, — смеется баба Серафима. Такие молодежные посиделки еще сколько-то лет назад заменяли клубы и дискотеки. Здесь молодежьмогла познакомиться и лучше узнать друг друга. Родные сестры и братья никогда не были в одной группе — чтобы не было между ними соперничества за пару. — Вечерницы — это до полуночи, а посиделки — это уже до утра, — объясняет 95-летняя Устина Курта, родом из села Копачи Чернобыльского района Киевской области. — Девки и хлопцы кули (солому. — "ГПУ") расстелют и ночуют. А кто из девок не захочет, то убегает на печь к хозяйке или домой бежит. Но только кто ж там спал? Из-за хлопцев все равно нельзя спать. И всю ночь хохочут, не дают спать. Хозяйка бывало кричит-кричит на них, а они хохочут. Та пойдет и поразгоняет их. Девки греха боялись, потому что и ворота снимали таким, и дегтем домашние стены мазали. А спать на поля все равно ходили. Потому что молодые же были. Существовали еще и "оденки", "клаки", капустники. На них для общей работы собирались девушки и замужние женщины. Продолжались они только до десяти вечера. Парни в таких посиделках не участвовали — чтобы не мешали работать. Особенно веселыми были "складки" — вечерницы, приуроченные к новогодне-рождественским праздникам, Масленицам, Андрею или Кузьме и Демьяну. Таких складок в течение зимы было от четырех до восьми. На них молодежь не работала, а устраивала "балы". Девушки приносили из дома продукты и готовили праздничный стол. Ребята нанимали музыку, и танцы продолжались всю ночь. — У нас танцевали кадриль, ойру, краковяк, польку, казачок и гопак, — вспоминает 73-летняя Светлана Цалко из села Думинское Овруцкого района Житомирской области. — А еще "вальс за печью". Нынешняя молодежь о таком и не слышала. Становится один, а за ним набираются за руки все, кто есть. И он начинает кругом так водить под руки, всех закрутит. А потом всех и выведет. Все ребята у нас играли на гармошке. Была скрипка, мандолина и бухало. Танцевали всю ночь. Такую пыль поднимали, что не видно было ничего. Полы ведб были глиняные, так поливали водой по три раза. После вечерниц и посиделок юноши и девушки расходились по домам отдельно. Провожать девушку можно было, только если молодые признались друг другу в любви и получили от родителей согласие на брак. Тогда юноше позволялось при людях держать девушку за руку. А о девушке односельчане говорили: "Она уже водит парня". Т.е. община признает будущую супружескую пару.
Комментарии