— У нас этот праздник называется Обертение, — рассказывает 88-летняя Анастасия Коробка, родом из поселка Христиновка Черкасской области, о празднике Обретения главы Иоанна Предтечи. Православные и греко-католики отмечают его 9 марта. — Когда-то о нем говорили "первая весна". Вроде бы еще и холодно бывает, и подмораживает временами, но уже природа поворачивается к весне. На Обертение птицы возвращаются в свои гнезда, дети оборачиваются к хлебу, а муж оборачивается к женщине и принимается за работу. Вот нужно смотреть: если на Обертение свистит синица — холодов уже точно не будет. А если еще и жаворонки к этому дню прилетят, то весна будет ранней, посев ранний, а, значит, год выдастся на всё урожайным.
Хорошая примета, если первые жаворонки летят высоко в небе. Говорят, что "они летят к Богу молиться". За это их называют Божьими птицами. В их песне якобы можно услышать призыв к началу весенних работ: "Сейте, пашите, боронуйте!". Или: "Шмаровоз, шмаровоз! Бросай сани, бери телегу и поедем по рогоз!".
Гадание по перелету, поведению и пению птиц — один из самых древних способов предугадать будущее. И не только отдельного человека, но и судеб армии, городов и целой страны. Например, сыздавна считали: если ворон каркает и поклёвывает землю перед военным отрядом, это предвещает успех в битве или походе. В VІІ в. до н.э. даже появился целый трактат "Орниомантия, или Учение о гадании на птицах". Его приписывают древнегреческому поэту Гесиоду. Перед выборами, решающей битвой, принятием важных решений каждый римский политик должен был прибегнуть к гаданию по птицам. Толковали его специальные жрецы-авгуры.
И сегодня, как и в античные времена, считают, что впервые увидеть перелетных птиц высоко в небе — хороший знак, к успеху. Низко над землей — к неурядицам. Появление птиц с правой стороны — хорошо, с левой — наоборот. Если чайка садится на путешествующий корабль — хороший знак. Если в полете прикоснется крыльями к человеку — тот вскоре умрет.
С первыми теплыми днями в украинских селах супружеская пара возобновляла активную сексуальную жизнь.
— Да какой там интим зимой! — говорит Анастасия Коробка. — Семья была большущей, детей было много, и все в одном доме спали вповалку. На полу (доска, положенная между печью и противоположной к ней стеной. — "ГПУ"), на печи и скамье. Все в ряд — и стар, и мал. Как раньше детей делали? Где кто пристроится: кто пошел с женой к скоту, кто на дровах пристроился, кто на сене. Ну а весной — раздолье, вся природа твоя, под каждым кустом. Мужики тогда просто дуреют! Всю зиму терпели, то теперь, конечно же, к женам "оборачиваются".
Сексуальная жизнь регулировалась также церковными предписаниями. Категорически запрещены были половые связи во время четырех постов — Великого, Петровского, Успенского и Филипповского. Запрещали любовные ласки в постные дни — среду и пятницу, а также в воскресенье, на большие праздники и в поминальные дни. Еще лет сто назад в украинских селах встречались такие ярые священники, которые перед крестинами специально высчитывали, когда был зачат ребенок. И если по подсчетам священника это произошло в пост или большой церковный праздник — он давал новорожденному ребенку неблагозвучное имя, например Немидора, Ореозила, Акакий или Диодор. Вообще, осуждали половой акт, происходивший "не чадородия, но слабости ради" — как занятие нечистое и даже дьявольское.
Верили, если ребенок был зачат в день, когда сексуальные контакты запрещены, он будет не в своем уме, или станет убийцей, вором, чародеем, знахарем, или оборотнем. Если супруги занимаются любовью под Благовещение — родится слепой ребенок, под поминальные дни — глухой. Поэтому женщина особенно избегала интимных отношений в запрещенные дни, чтобы не родить "отмену".
— Если нельзя было, то нельзя. И других дней хватало для этого, чтобы по десять детей в семье было, — убеждена Анастасия Коробка.
Половой чистоты женщины придерживались также, когда запаривали хлеб или ткали основу. От сексуальной жизни отказывались знахари, шептухи, гадалки и бабы-повитухи. Мужчина избегал половых контактов перед рыбалкой, охотой, пахотой, посевом, чисткой колодца и перед днем, когда кололи свинью. Считались, что от секса должны воздерживаться люди, владеющие потайными знаниями: коновалы, пастухи, печники и мельники. И мужчина, и женщина избегали интимных отношений перед дальней дорогой, иначе не обошлось бы без приключений.
Этнографы подсчитали: в течение года выпадало приблизительно 220 дней, в которые запрещались супружеские отношения. Однако для сельской женщины это, скорее всего, было освобождение, чем ограничение. Потому что любая попытка избежать нежелаемой беременности считалась смертным грехом. Таких женщин осуждало общество.
Сексуальные отношения между супругами прекращали обычно после того, как они женили или выдавали замуж последнего ребенка. Тогда, несмотря на возраст, уже были дедом и бабой. О таких говорили: "Они уже руки вымыли и воду вылили". Если женщина после этого снова ждала ребенка, в селе насмехались: "Потянуло старую бабу на сладкий медок". О мужчине же, напротив, говорили уважительно: "Старый конь борозды не портит, а глубже пашет".
Поздних детей дразнили "бабинец", "бабко", "бабчук" или "мовчун". Судя по тому, что такая фамилия достаточно распространена среди украинцев, "грех" между немолодыми мужчинами и женщинами происходил достаточно часто.
Голову Иоанна Крестителя "обретали" трижды
Во время пира во дворце царя Ирода его так поразил танец падчерицы Саломеи, что сказал, чтобы просила вознаграждение. Её мать Иродиада подговорила девушку попросить голову заключенного Иоанна Крестителя. Ненавидела его, потому что разоблачал ее за разврат. Саломее на окровавленной тарелке принесли отрубленную голову. Иродиада закопала ее под порогом своего дворца. Но ученики святого тайно перезахоронили голову на Елеонской горе. Через много лет череп там нашел — "обрел" — богатый христианин Иннокентий, когда на этом месте начал строить церковь. Перед смертью, остерегаясь осквернения святыни, Иннокентий спрятал ее там, где нашел.
В ІV в. голову нашли двое монахов. Долгое время она переходила из руки в руки, пока не оказалась в пещере вблизи города Эмеси. Здесь ее в 452 году увидел архимандрит местного монастыря. Впоследствии святыню перенесли в Константинополь. Это событие отмечают как второе отыскание главы Иоанна Крестителя. В ІХ в. во время набегов сарацинов её вывезли из Константинополя. Во времена иконоборства перезахоронили в городе Комани в Абхазии. Здесь в 850 году ее нашли в третий раз и вернули в византийскую столицу. Это событие отмечают 7 июня.
Во время Четвертого крестового похода в 1204 году столицу Византии ограбили рыцари-крестоносцы. В 1206 году лицевая часть главы Иоанна Предтечи оказалась на севере Франции, в пиккардийском городе Амьен. Сейчас она в местном кафедральном соборе Пресвятой Богородицы. Отдельные фрагменты черепа Иоанна Крестителя есть также на горе Афон, в мечети Омеядов в Дамаске, римской церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите, Гандзасарском монастыре в Нагорном Карабахе.
Комментарии
5