- Девушка, очень прошу перейти играть в мою комнату. Я все равно должен пойти уладить неотложные дела, - обратился к студентке-скрипачке Галине Грабец директор львовского Высшего музыкального института композитор Василий Барвинский.
Удивилась, но просьбу профессора исполнила. Так повторялись и в последующие дни декабря 1935-го. Впоследствии поняла: дело в том, что кабинет Барвинского отапливали весь день, а учебные классы - лишь вечером, когда начинались занятия. Играть же дома девушка не могла - соседи не давали, поэтому приходила репетировать утром перед уроками в холодном классе института. "По своей наивности я сначала не догадалась, что Барвинский делает это умышленно, потому что не может спокойно работать в тепле, когда недалеко от него мерзнет какая-то незнакомая студентка", - вспоминает в мемуарах Галина Грабец. Со своим учителем спустя годы она встретится в мордовских лагерях.
Василия Барвинского арестовали во Львове в 1948-ом. "В то время происходили массовые аресты, люди прятались по разным углам, чтобы избежать преследований, - рассказывал он художнику Василию Конашевичу-Ссагайдачному, с которым сидел в лагере в мордовской местности Аякс. Тот в 1991-ом опубликовал воспоминания об этой встрече. - Забрасывали мне связь с украинской дивизией "Галичина". Это потому, что якобы мой брат был врачом в дивизии. А значит, принадлежал к ОУН и вел антисоветскую деятельность. Что мои музыкальные произведения являются живым свидетельством обвинения, что я являюсь классовым врагом и принадлежал к контрреволюции. По ужасным допросам, которые я перенес во время следствия, меня били и вынуждали подписывать какие-то бумаги, а что было в них написано – до сих пор не знаю. Вследствие этого я оглох на левое ухо. В течение двух лет следствия главным вопросам было: "Скажи обо всех своих соратниках по подрывной антисоветской деятельности!". На втором году следствия я потерял память, которая вернулась только через шесть лет. По моему делу не было ни одного суда, а каким-то "особым советом" был приговорен к смертной казни. Позже заменили на 25 лет лагерей. Все, что имел, конфисковали". Композитора заставили подписать такое: "Позволяю уничтожить мои рукописи". Произведения Барвинского сожгли во дворе Львовской консерватории.
- Я - композитор без нот, - будет говорить о себе впоследствии.
В лагере Барвинский умудряется все-таки писать произведения. Галина Грабец вспоминает, как незнакомый передал ей сверток. В нем были ноты "Думки" для виолончели с фортепиано. Подписанное произведение было "В. Васильченко", но бывшая ученица узнала почерк Барвинского. Это произведение она сумела вывезти на волю, во Львов.
В 1953 году, после смерти Сталина, в Норильском и Воркутинском лагерях поднимаются восстания заключенных. Условия их содержания немного смягчают. В 1956-ом Василий Барвинский организует концерт в женской зоне - там сидит пианистка Наталия Барвинская - его жена. Ее посадили в тюрьму вместе с мужем якобы за соучастие. Мария Яцишин, которая была в одном бараке с ней, вспоминает, как увидела перед концертом Барвинского : "Как-то пришли в столовую обедать. Внимание привлекли стоявшие возле сцены мужчины. И особенно один: лицо худое, вытянутое. Одет был красиво: сапоги, домашние штаны, а китель был похож на те, которые носили австрийские офицеры… Поэтому подумала о незнакомце: наверное, украинец и ученый. Спрашиваю девушек, не ошибаюсь ли? Нет, говорят, это украинский композитор Василий Барвинский". А дальше объясняет: "Если бы добивался разрешения на свидание открыто - лагерное начальство не позволило бы. А так состоялся концерт, и Наталия Барвинская увидела своего мужа, а композитор - любимую жену".
Несмотря на послабление режима, живется пожилому и больному Барвинскому трудно. "Вы не представляете себе, как трудно здесь взяться за творческий труд, - пишет в письме своей ученице Елене Процишин в октябре 1956-го. - Я написал две части Концерта для виолончели, теперь немного работал над фортепианным квинтетом - и я почти забыл, как инструменты звучат." В 1958-ом Наталию и Василия Барвинских освобождают из лагеря, но их ожидает удар: супругов во Львов не пускают, их оставляют в Сибири в доме престарелых.
- Добровольно мы бумаг не подпишем, потому что это незаконно, - стояла на своем женщина.
И начальство сдается. Барвинские возвращаются домой. В их доме опять начинают собираться уцелевшие приятели и молодые музыканты. Василий Александрович дает уроки музыки и композиции. Хотя официально ему преподавать запрещено, исполнять его произведений тоже нельзя. Наталия Ивановна принимает многочисленных гостей. Однажды убирая в подвале женщину разбивает инсульт, ее парализует. А у Василия Барвинского случается микроинсульт и он совсем перестает слышать на левое ухо. И все же по-прежнему больше всего времени посвящает воссозданию по памяти уничтоженных произведений. Галина Грабец, бывая в гостях, часто наблюдала, как профессор идет наверх в свой кабинет, а возвращается грустный и хмурый.
- Не могу воссоздать то, что когда-то создал, - говорил.
Врачи говорят, что наибольшая опасность его здоровью - со стороны печенки. 6 июня 1963-го начинается ее распад. Галина Грабец рассказывает: "Прибежал Степан, врач, и тихо прошептал: "Цеця, это еще три дня жизни". Боли профессор не чувствовал, лишь слабел каждый раз все больше. Удивлялся, почему так много людей его посещают. Его немощная жена сумела все скрыть от него и руководила посещениями так, чтобы он смог еще увидеть тех людей, которые были ему дороги". 9 июня 1963-го Василий Барвинский умер. Реабилитировали его через год. У Наталии Ивановны, когда узнала об этом, от волнения случился второй инсульт. Вскоре ее тоже не стало.
1888, 20 февраля - Василий Барвинский родился в Тернополе. Семья принадлежала к одному из древнейших в Украине родов. Прадед Мартын был ректором Львовского университета в 1830-х, дядя Владимир в 1880-ом основал первую в Галичине украинскую газету "Дело". Отец Александр был деятелем образования, внедрял украинский язык в средних и начальных школах Галичины, издавал учебники по истории и литературе. Мать - певица и пианистка Евгения, учила сына музыке. Потом брал уроки во Львовской консерватории.
1906 - поступил на юридический факультет Львовского университета. Через год выехал в Прагу, где стал слушателем философского факультета в тамошнем университете. Там преподавали, в частности, музыковедение и композицию. В Чехии познакомился с будущей женой Натальей, дочерью физика Ивана Пулюя. Детей не имели.
1915 - вернулся во Львов. Директор и профессор в Высшем музыкальном институте им. Николая Лысенко, возглавлял его на протяжении 34 лет. Руководит хором общества "Боян", выступает с концертами, пишет музыкальные статьи.
1935 - составил сборник из 38 народных песен для фортепиано. В том же году издал ноты "Наше солнышко играет" - 20 детских фортепианных пьес на народные мелодии. В целом создал 14 фортепианных произведений, три симфонические, пять вокально-симфонических, композиции для скрипки, виолончели. Автор песен на слова Шевченко, Франко, Леси Украинки. Уничтоженные после ареста композитора в 1948-ом, в настоящее время практически все произведения возобновлены - частично автором по памяти, некоторые - по найденным копиям
1963, 9 июня - умер в своей квартире во Львове. Похоронен на Лычаковском кладбище в семейной гробнице.
Комментарии
3