
- Ты бросаешь нас, - упрекает гетмана Богдана Хмельницкого брацлавский полковник Данила Нечай в августе 1649 года. - Бросаешь тех, кого должен был бы защищать. Ты что ослеп и не видишь, что поляки насмехаются над тобой, даря свои ласки? Твое усердие перед ними отвернуло от тебя самых верных воинов. Веди так дальше. Хочешь - можешь становиться рабом. А мы поищем себе другого гетмана, с которым защитим нашу волю.
Накануне в Зборове заключен договор между Гетманщиной и королем Речи Посполитой Яном II Казимиром. Согласно ему, казаки будут контролировать вдвое меньшую территорию, чем планировали предварительно. В их войске должно быть не более 40 тыс. человек. Другие 20 тыс. должны разойтись по домам.
За год до этого Нечай присоединился к восстанию против шляхты под руководством Хмельницкого. Он собрал больше всего среди полковников крестьян - более 30 тыс. Взял крепость Меджибиж, окружил войско короля под Зборовом.
"Подвиги полковника Нечая до сих пор воспевают думы южной Украины. В глазах своих современников он олицетворял благородные черты казацкого вожака. Стал выразителем чувств украинского народа и открыто выступил перед гетманом с досадными и дерзкими упреками", - пишет французский писатель Проспер Мериме (1803-1870) в очерке "Богдан Хмельницкий".
Нечай отказывается подчиняться запорожскому гетману. Он решает продолжить оказывать сопротивление магнатам. В конце 1650 года собирает под своим командованием до 40 тыс. крестьян из Подолья и Волыни для наступления на западные украинские земли.
Хмельницкий жалуется на бывшего союзника Яну Казимиру. У того личные счеты с полковником со времени битвы под Зборовом. Есть воспоминания одного из шляхтичей о том столкновении: "Полковник Нечай реку Зборову перешел на королевскую сторону и королевское войско обошел, осадил, и король со всем своим войском оказался в осаде, окопался в обозе из телег, сколько смог их добыть".
Коронный гетман Мартын Калиновский получает приказ уничтожить Нечая. Он также имел возможность "познакомиться" с полковником. Как-то в ответ на угрозы Калиновского захватить Брацлав Нечай отписал: "Прошу в дом мой, на добрый мед, на куфу-вторую вина. У меня есть на тот обед и несколько штук пушек, и пороха несколько бочек - будем себе стрелять на здоровье!"
Через месяц в городе Бар - теперь райцентр на Винниччине - Калиновский собирает 15 тыс. воинов. Но бой не начинают, потому что длятся Рождественские праздники. Католические заканчиваются быстрее, поэтому поляки имеют возможность напасть первыми.
19 февраля 1651-го Нечай осматривает свои войска в Шаргороде и Мурафе. Сам останавливается в городке Красное. Тогда это была деревянная крепость. Вокруг - земляные валы, которые защищали от нападений небольших татарских отрядов. В селе Ворошиловка ставит отряд сотника Шпака. Тот должен предупредить полковника о приближении поляков. Царит праздничное настроение - началась Масленица, последняя неделя перед постом. Жители Красного наперебой приглашают в гости известного военачальника.
"Калиновский узнал, что Нечай безнаказанно устраивает вакханалии в Красном и полагается только на то, что Шпаченко держит стражу. Поэтому коронный гетман постановил быстренько пустить на Бахус (древнегреческий бог вина - ГПУ) Марса (древнеримский бог войны - ГПУ) ", - пишет польский историк Веспасиан Коховский (1633-1700).
Несколько тысяч конников разгромили отряд Шпака и отобрали три боевые хоругви. Вместо того, чтобы предупредить Нечая об опасности, сотник убегает в Мурафу. Когда поляки приближаются к Красному, пьяные казаки думают, что это солдаты Шпака. Подпускают врага к стенам города. В последний момент идут в контрнаступление.
"Когда Нечая, который был под хмельком, известили о приходе войска, он решил, что это пришел с казаками Шпак, - пишет в дневнике польский мемуарист Станислав Освенцим (1605-1657). - Когда же увидел, что это не шутка, вскочил на коня и сам делал то, что надлежало делать доброму юноше, и казаков побуждал пинком к обороне. Но, не имея возможности в той суматохе и замешательстве организовать надлежащее сопротивление, мужественно обороняясь, сам пал, а за ним погибло и немало казаков".
Украинский писатель Юлиян Радзикевич (1900-1968) в исторической повести "Полковник Данила Нечай" так описывает смерть казака: "Вдруг блеск выстрелил и гук мушкета, что сам один решил целую битву. Это раненый драгун, который лежал на земле, воспользрвался минутой, когда Нечай переезжал мимо него, поднялся на локте и выстрелил из мушкета просто между лопаток Нечая. Безвольное тело припало к гриве коня, будто ребенок к маме. Припрыгнули казаки и не дали ему упасть на землю. А драгун скончался под конскими копытами. Черная лава, непобедимая до сих пор, застывшая, потеряв всю силу, весь разгон, потеряв душу".
Оборону Красного держат еще три дня. Командование перебирает сотник Григорий Кривенко. В конце концов казаки пытаются отступить. Но поляки врываются в город и убивают всех мужчин. В варшавских костелах по случаю смерти Нечая правят праздничную службу. Калиновский пишет Хмельницкому письмо с соболезнованием.
Полковника Нечая похоронили без головы
"Коронные воины, когда попали в замок, зашли в церковь, где застали службу над Нечаем. Тело лежало на ковре. Возле него - четыре попа и брат. Всех зарубили", - описывает похороны полковника Данилы Нечая в феврале 1651-го шляхтич Ольбрахт Радзивил.
Историк Михаил Грушевский приводит другое воспоминание неизвестного жолнера: "Уходя к замку, казаки взяли с собой тело Нечая и, убрав прилично, положили в башне на бархате. Зажги свечи и поставили попа, чтобы псалтырь над ним пел. Сей поп был заживо доставлен к Калиновскому, а здесь его немцы осадили огнем и так его - посредине ходячего - испекли, припоминая ему, как казаки издевались над христианскими священниками".
Местные рассказывали, что тело полковника удалось спасти и похоронить в кургане между Красным и Черемошным - теперь это села Тывровского района на Винниччине. В 1950-х здесь вели раскопки. В частности, нашли человеческий скелет без головы. Предполагают, что это останки Нечая.
- Голову могли отправить в Турцию, как доказательство смерти полковника, - говорит историк Александр Дмитрук, 59 лет. - На время гибели Нечая там жил его дед по маминой линии. Поэтому приставленные к нему представители Османской империи забрали голову и вывезли.
Другая версия - голову доставили в Киев или Винницу, где похоронили в каком-то монастыре.
В 1954 году на кургане поставили гранитный памятник. На нем надпись: "Здесь похоронен герой народно-освободительной войны украинского народа брацлавский полковник Данила Нечай, погибший в 1651 году в бою с польско-шляхетскими войсками".
Комментарии
1