Однажды в летнюю ночь 1793-го к дому парижского врача и скульптора Филипа Куртиуса подъехала карета.
- Кто там? - испугался хозяин.
В Париже бушевала революция. Казнили королевскую семью. Каждый день на эшафоте из-под ножа гильотины летели головы французских аристократов. Куртиус боялся, что его заподозрят в связи с роялистами - приверженцами монархии. Много лет он с дочерью - теперь уже 32-летней Мари - лепил из воска фигуры известных людей. В его "Театре восковых фигур" часто бывала парижская знать. Но в этот раз Куртиус переживал напрасно.
- Это Анри Сансон, палач, - ответил грубый мужской голос. - Привз тебе то, что ты просил.
Ночной гость держал за волосы головы только что казненных роялистов - герцога Орлеанского и графа Ларока. Голову герцога сразу же забрал Куртиус, а голову графа палач отнес в комнату Мари.
- Благодарю вас, месье, - едва выговорила та.
Когда Сансон ушел, она разрыдалась. Мари положила голову графа на стол и несколько минут смотрела на его мертвое окровавленное лицо. Потом нагрела в ведре воск и начала разминать его руками. Сделала слепок головы, потом принялась за тело мужчины. На рассвете Куртиус зашел в ее комнату и застыл от ужаса. На столе лежало тело обнаженного Ларока, а сверху на нем бессознательная Мари. Прийдя в себя, Куртиус понял, почему она так горячо просила его выкупить у палача головы казненных: Ларок был ее любовником. Она слепила его тело по памяти так реалистично, что граф имел вид живого.
Филип Куртиус учил Мари лепить из воска с детства. С 1783-го с ней и ее матерью Анной они приехали из Страсбурга в Париж. Докторская практика не приносила большой прибыли, поэтому Филип, чтобы заработать на жизнь, изготовлял на заказ восковые бюсты. Маленькая Мари помогала ему: рисовала портреты заказчиков, делала одежду и парики для фигур.
В 1771-ом, когда Франция готовилась к свадьбе Людовика XVІ с Марией Антуанеттой, скульптор слепил портреты жениха и невесты и выставил в своей витрине. Чтобы посмотреть на них, к магазину шли толпы людей. Выставка имела огромный успех, парижане стали заказывать скульптору свои портреты. Куртиус заработал денег, купил магазин в центре Парижа. В нем разместил восковые фигуры известных людей. Королю Людовику XVІ настолько понравилась галерея, что он даже пожертвовал для своей фигуры мундир и орден.
Мари работала над заказами целыми днями. Придворные, которые часто бывали в гостях у Куртиуса, рассказали о ее мастерстве королю. Вскоре женщину пригласили в Версаль - монаршую резиденцию - учить лепке принцессу Елизавету, сестру Людовика XVІ. Там на одном из балов Мари познакомилась с графом Лароком. Между ними завязался бурный роман, который длился девять лет. Мари надеялась, что они всегда будут вместе. Но 14 июля 1789-го во Франции разразилась революция, и ее надежды на счастье разрушились.
- Я отомщу, - сказала она отцу, когда пришла в себя.
- Как?
- Я буду делать восковые фигуры. Все больше и больше. Эти изверги казнили тысячи людей, так пусть их жертвы всю жизнь их преследуют. Пусть они дрожат от ужаса. И еще - с этого момента я всю работу делаю сама.
Куртиус удивился, но спорить не стал. Здоровье у старого было уже не то. Каждая новая фигура забирала много сил. Мари уговорила палача Сансона, и тот после каждой смертной казни за определенную плату разрешил ей осматривать корзину, в которую складывали головы казненных. Мари делает посмертные маски. Дома лепит восковые фигуры жертв революции и выставляет напоказ. Сосредоточение восковых фигур мертвецов оказало на зрителей нбывалое впечатление. Куртиус тем временем нашел новую клиентуру: плебеи, которые пришли к власти во Франции, тоже хотели себя увековечить. Мари делала один экземпляр для заказчика, второй оставляла у себя.
В 1794-ом Куртиус умер. Мари с матерью заподозрили в связи с роялистами и бросили в тюрьму. Женщинам уже обстригли волосы - на площади их ждала гильотина. Но их спас очередной государственный переворот. К власти пришла Директория. Через пять лет - Наполеон Бонапарт. Мастерская Мари в это время процветает. Ее имя знает весь Париж. Толпы людей стекаются со всего города, чтобы посмотреть на фигуры жертв Французской революции и их палачей. Много гостей теряли сознание, ведь среди экспонатов видели своих родственников и друзей.
Мари приглашают во дворец Наполеона, чтобы слепить портрет нового императора. При дворе она знакомится с инженером Франсуа Тюссо. Вскоре выходит за него замуж, рождает сыновей Жозефа и Франсуа. Однако отношения у супругов не сложились: муж любил выпить, часто проигрывал в карты заработанные женой деньги. И в 1802-ом Мари уходит от него. Оставляет младшего сына с матерью, а старшего берет с собой в путешествие по Великобритании, где хочет показать свою коллекцию. Чтобы увидеть восковые фигуры мадам Тюссо, англичане выстаивают очереди.
В ее коллекции появляются выдающиеся деятели английской истории - Ричард Львиное Сердце, Мария Стюарт, Генрих VІІ и Кромвель. Но Мари особенно интересуют лиходеи, которые совершили громкие преступления. Эдинбургский палач Джон Вильямс разрешает мадам Тюссо приходить в тюрьму и снимать маски с преступников накануне смертной казни, а иногда и после нее. Со временем она создает "Комнату ужасов". Помещает в нее фигуры знаменитых убийц, жертв Французской революции, изображает сцены жестоких истязаний и смертных казней. Чтобы посмотреть на них, из посетителей взимают отдельную плату.
33 года мадам Тюссо путешествовала по Англии. Ее коллекция стала известнейшим аттракционом страны. В 1835-ом 74-летняя Мари купила пятиэтажный дом на Бейкер-Стрит в Лондоне и открыла на верхних этажах музей восковых фигур. Сыновья мадам Тюссо стали ее помощниками: Жозеф занимался костюмами для кукол, Франсуа был бухгалтером в семейном бизнесе.
Мадам Тюссо лепила восковые фигуры до глубокой старости. Пополняла свою коллекцию изображениями детей правителей и наследников престола. До конца жизни в музее собрала почти 3 тыс. экспонатов. Ее последней фигурой стал автопортрет. Теперь маленькая остроносая старушка в черном платье, чепчике и круглых очках встречает посетителей при входе в свой музей.
50 000
долларов стоит изготовление воскового портрета знаменитости в Музее мадам Тюссо. На создание одной фигуры мастера тратят полгода. Вообще каждый год там создают до 20 новых фигур. От изготовления своей восковой копии отказалась только мать Тереза.
1761, 7 декабря - Мари Тюссо (Гросхольц) родилась в Страсбурге в семье местного палача Йоганна-Йозефа Гросхольца. Вскоре после рождения девочки он узнал, что ее настоящим отцом является врач и скульптор Филип Вильгельм Куртиус, у которого жена Гросхольца Анна работала экономкой. Йоганн-Йозеф оставил семью, а мать с девочкой переехала жить к любовнику.
1777 - Мари создает свою первую восковую фигуру - портрет философа Франсуа Вольтера. Теперь его можно увидеть в Музее мадам Тюссо в Лондоне.
1795, октябрь - выходит замуж за инженера Франсуа Тюссо. В 1798-ом и 1800-ом рождает сыновей Жозефа и Франсуа. В 1802-ом переезжает в Лондон.
1804 - при перевозке коллекции мадам Тюссо в Ливерпуль затонул корабль со всеми экспонатами. По сохраненным муляжам, работая круглые сутки, мадам Тюссо восстанавливает все утраченные восковые фигуры. В 1835-ом открыли первую постоянную выставку восковых фигур на Бейкер-Стрит в Лондоне.
1850, 16 апреля - мадам Тюссо умирает в своем лондонском доме в возрасте 89 лет. Теперь ее Музей восковых фигур имеет 10 филиалов по всему миру.
Комментарии