Ексклюзивы
четверг, 17 мая 2007 17:45

Костомаров женился через 28 лет после обручения

Как-то в Харькове у него отбили невесту, гувернантку, и 26-летний Костомаров вызвал соперника на дуэль. А через три года он стал идеологом Кирилло-Мефодиевского братства, пророком будущей федерации свободных славян, которая появится на руинах трех империй. Начаться же все должно было в Украине — с новой Гайдаматчины.

Эта идея испугала Тайную канцелярию русского царя, и генерал Дубельт кричал, что Костомарова следует повесить. А когда присмотрелись, увидели перед собой кабинетного романтика — очень умного, но возглавить гайдамаков неспособного. Он любил цветы, музыку и был смешным на службе в драгунском полку. Потому Костомарова и наказали мягче, чем его друга Шевченко. Тот в братство вроде и не входил, а загремел в войско на десять лет. А Костомарову дали год тюрьмы и ссылки.

Но этого было достаточно, чтобы украсть счастье: Николая Ивановича арестовали за два дня до венчания с Алиной Крагельской. Поженились они почти через 30 лет. Но не только арест был тому виной.

Эту историю с блеском описывает Виктор Петров (Домонтович) в романе "Алина и Костомаров". Представьте, 15-летняя девушка учится в киевском пансионе мадам Де Мальян, где преподает 28-летний Костомаров. Он — мешковатый, нелепый, близорукий, растрепанный, с нервной гримасой на лице. Она — дочь офицера-поляка, волшебная, умная и хорошо воспитанная. Ну, Принцесса и Чудовище! Понятно, что они полюбили друг друга.

Алина хорошо играла на фортепиано. Николаю Ивановичу особенно нравились в ее исполнении немецкие композиторы-романтики. Виктор Петров считал, что именно музыка виновата в дальнейшей длолгой разлуке Алины и Костомарова. Потому что романтизм культивирует трагическую, мистическую, нездешнюю любовь.

Жених Алины был склонен к мистике. Впоследствии, в камере, ему являлись привидения. А еще позже, во время болезни, Костомаров бредил: "Кот Васька съел мою птичку!". Пошли, посмотрели — клетка действительно пуста.

Но это — личное. А тем временем Костомаров стал лидером киевских украинофилов, проповедником украинского мессианизма, идеологом республиканства и славянского федерализма. Его единогласно избирают адьюнкт-профессором кафедры истории Киевского университета святого Владимира. На вершине успеха и прекрасных перспектив он просит Алининой руки и получает согласие ее матери-вдовы. Обручение состоялось 13 февраля 1847 года. Дальше — арест, следствие, разлука.

После того, как он отсидел год в Петропавловке, Алина берется довести до конца дело с бракосочетанием. Жених — в ссылке в Самаре. Чтобы выехать оттуда, нужно разрешение. За ним Алина обращается к генералу Дубельту — заместителю шефа третьего отделения Императорской канцелярии. Когда-то Леонтий Дубельт был однополчанином Леонтия Крагельского и якобы даже носил на руках его маленькую дочку Алину. Теперь Дубельта боялась вся Россия — но не Алина. Она больше боялась мамы, потому написала генералу тайно.

Иногда он писал письма от имени своего кота Васьки — ее коту, которого тоже звали Васькой

Удивительно, но Дубельт позволил жениху-ссыльному приехать в Киев. Требовалось только, чтобы он подал такую просьбу. Но Костомаров — молчит. В Самаре созерцает зори в телескоп и мастерит зачем-то воздушный шар.

Вот что наделала музыка немцев-романтиков. Костомаров не говорит ни "да", ни "нет". И к Алине не едет. Ба, ее настойчивость делает его ревнивым: а вдруг она так спешит замуж, потому что у нее есть еще кто-то, кроме него? Способность к самовнушению у Николая Ивановича была сказочной. Он мог заболеть болезнью, которой у него не было, а ему показалось, что есть.

У Алины действительно были поклонники. Но лишь по настоянию матери она вышла замуж — аж в 1852 году — за полковника Марка Киселя (может, из тех Киселей, известных со времен Богдана Хмельницкого, любимца Костомарова).

Марко был очень хорошим мужчиной. У них с Алиной было трое детей и имение на Черниговщине, под Прилуками, в селе Дидивцы. А жили в Петербурге, куда после ссылки вернулся и Костомаров и жил с мамой, Татьяной Ивановной. Он получил разрешение "служить по ученой части" и осенью 1859 года стал профессором истории Петербургского университета. Его вступительная лекция была триумфальной, к экипажу Костомарова несли на руках.

Алина Леонтьевна переехала в Дидивцы в 1870 году, когда овдовела. Она бывала у матери в Киеве, в доме на Фундуклеевской улице (теперь — Богдана Хмельницкого).

В 1873 году Костомаров приехал в Киев на Археологический съезд. И молодой Павел Чубинский (автор текста "Ще не вмерла Україна") спросил его: "Знаете ли, что известное вам лицо живет сейчас тут?". Он сразу поехал к ней и сказал, будто не прошло 26 лет: "Давайте женимся!".

Им на двоих тогда было ровно сто лет. И они любили друг друга. Но женились не сразу. Некоторое время переписывались. Иногда он в порыве мальчишества писал письма от имени своего кота Васьки — ее коту, которого тоже звали Васькой.

Обвенчались они 9 мая 1875 года в Дидивцах, уже после смерти матери Костомарова, и прожили вместе десять лет. Он умер в 1888 году, она — в 1908-ом. Оба похоронены на Волковом кладбище в Петербурге, но не рядом.

Эта история могла бы стать украшением национального мифа. Но не стала. Кто из киевлян скажет, где здесь жил Костомаров? На Стрелецкой, Рейтарской, на Крещатике — где именно? А эта топография свидетельствует об интересных совпадениях. Например, перед свадьбой Костомаров поселился в доме возле Андреевской церкви, откуда виден Днепр. Там бывали братчики, там он собирался жить с Алиной. Теперь на том месте — дом по адресу Десятинная, 10, где жил Щербицкий, потом — Кучма. Именно этот квартирант, по иронии судьбы, сказал: "Украинская идея не сработала". Хотя идея, рожденная в том доме Костомаровым, жива и до сих пор. Потому что другой просто нет.

 


 

 

У Костомарова не было детей

 

У Николая Костомарова не было детей. Но в Киеве живет его правнук по женской линии, которая идет от Крагельской. Это 81-летний Вильям Федосеевич Янкевич, который занимался статистикой науки, системным анализом.

История рода такова. Сын Алины Крагельской, Александр Кисель, имел жену Елену. Ее сестра Глафира вышла замуж за Тимофея Шептуна, из казаков. Их дочь Евдокия унаследовала имение в селе Дидивцы на Черниговщине. Советская власть в 1917 году имение забрала (дом в Дидивцах сохранился и до сих пор).

В 1925 году Евдокия вышла замуж за Феодосия Янкевича. До революции он окончил в Киеве военно-фельдшерскую школу, где почти одновременно с ним учились Щорс, Остап Вишня и Михаил Донец, знаменитый бас. Врач Янкевич прошел три войны, имел боевые награды — и царские, и советские. Последние — за участие в партизанском подполье, где Янкевич работал с профессором Буйко.

Сын Янкевичей, Вильям Федосеевич, родился в 1926 году. Учился в Ленинградском военно-морском инженерном училище, которое возглавлял контр-адмирал Крупский, племянник жены Ленина. А своим духовным отцом Янкевич считает киевского профессора Сикорского, сын которого стал великим авиаконструктором.

Вильям Федосеевич гордится своей родословной. Он с волнением вспоминает строки, написанные Алиной, когда уже старый Костомаров читал последнюю лекцию в Киевском университете: "Бедный друг мой! Ты взошел на кафедру в этом храме науки — дедом, через 26 лет после того, как тебя слушало здесь тогдашнее студенчество, которое в те ужасные дни не предчувствовало горькой судьбы своего молодого профессора и готовилось петь на венчании в церкви своего университета... И ты постарел одинокий, не зная семейных радостей и не почувствовав сладкого чувства отцовства!..".

 

1817, 16 мая — в Воронежской губернии в семье дворянина и бывшей крепостной родился Николай Иванович Костомаров
1828–33 — учится в гимназии в Воронеже; даются хорошо все предметы, кроме танцев
1833–44 — учится в Харьковском университете
1845–47 — живет и работает в Киеве, один из организаторов и идеолог Кирилло-Мефодиевского братства
1847–48 — отбывает заключение в Петропавловской крепости, потом живет в Самаре
1849–85 — живет в Петербурге. Только за этот период написал свыше 200 научных работ
1885, 19 апреля — умер в своей квартире на Васильевском острове в Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище
Идеи Костомарова легли в основу первых универсалов Центральной Рады. А Ленин, по костомаровскому образцу, предложил федеральный строй СССР. Благодаря этому Украина вошла в ООН еще до получения независимости.

Сейчас вы читаете новость «Костомаров женился через 28 лет после обручения». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

3

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть