Свадебный хлеб — каравай — растворяли в кадке. Делали это легкие на руку женщины, которые счастливо жили в первом браке и имели детей. Каравайниц собиралось парное количество, — чтобы молодые жилы в паре.
На кадке крест-накрест лепили четыре свечи и с песнями вымешивали тесто. Носили по дому, поднимали над головами и подбрасывали к потолку, ударяли о матицу, — "чтобы каравай высоким и хорошим удался".
Расплетая косу, молодую сажали на кадку, прикрытую вы вернуты м кожухом. На ней и делали женскую прическу. Верили, если на кадку садится "нечестная" невеста — которая не соблюла целомудрия до свадьбы — так у нее семь лет не будет расти хлеб, плодиться скот и не будут жить дети.
Лучшей считалась кадка, сделанная за один день из сосны, пораженной молнией. Бондаря просили сделать ее как можно быстрее, чтобы хлеб в ней быстро поднимался.
— Як ідеш до майстра і заказуєш, шоб ізробів вуон тобіє дієжу, — рассказывает 87-летняя Марта Шевель из села Стечанка Чернобыльского района Киевской области. — Дак вуон: "Зроблю, як буде мієсаць на пудповня. Дак ти в нієй будеш всю жість пієкті і будеш дякувать". Бо треба дієжу робіть на пудповня мієсаця, шоб був же круглий мієсаць, дак вельми буде смашний хлієб удаватса в туй дієжі. Дак мо" і правда. Бо такий вже смашний хлієб пієкла, такий смашний.
Хозяйки смотрели, чтобы у кадки - дижи - было парное количество клепок — дощечек, из которых ее собирали. Если же непарное — тогда это уже " диж ун". В таком хлеб будет неудачным и невкусным, поэтому к нему часто доставляли еще одну клепку. Поговорка о ее нехватке в голове — пошла отсюда.
К кадке относились как к живому существу, которое имеет свои прихоти. Она приучена к теплу, не любит шумихи, ее нельзя бить и ставить на землю. Чтобы тесто не выплывало, под нее клали шубу или другую женскую одежду, а сверху — мужскую, например шапку.
Кадку берегли от плохого глаза и никогда никому не одалживали — боялись, что достаток оставит семью. Если же ее сглазили, то исправить можно было, повернув вверх дном на пороге хаты и воткнув в нее нож.
Раз в году, в Чистый четверг перед Пасхой, кадка должна была отдыхать. На Полесье хозяйка тщательным образом мыла ее и выскребала. При этом приговаривала: "Діжа, діжа! Треба тобі віхтя і ножа". Накрывали ее рушником, опоясывали красной крайкой, сверху клали хлеб, соль и деньги. Считалось, что "кадка идет на исповедь" или "на базар торговать". Выносили ее на улицу, ставили на воротах или на возвышении. Здесь и стояла до восхода солнца.
Во время входин в новый дом хозяин вносил ее, приговаривая "Як у сій діжі повно хліба, дай, Господи, шоб так повно було у сій хаті!". Считалось, что кадка может уберечь от пожара и даже способна отвести градовую тучу.
Стояла она обычно на покуте под образами.
Комментарии