Голливудская звезда Ингрид Бергман весенним вечером 1948-го с мужем, дантистом Петтером Линдстремом, вышли из одного из нью-йоркских кинотеатров. Смотрели новый итальянский фильм "Рим - открытый город". Лента об Италии конца Второй мировой растрогала актрису реализмом и простотой. Ингрид едва сдерживала слезы.
- Если есть на свете человек, который может такое показать на экране, он должен быть настоящим божеством, - сказала мужу о режиссере фильма.
Бросила взглядом по афише и остановилась на последней строке - Роберто Росселлини. Ингрид хотелось больше всего узнать о нем, но никто из ее друзей ничего об этом режиссере не слышал: иностранные фильмы не были популярны в Америке. Однажды Ингрид шла по Бродвею и снова увидела имя Росселлини на афише. Пошла на сеанс. "Я сидела, как вкопанная, - вспоминала в мемуарах. - Еще один гениальный фильм. Зал был почти пуст. Что происходило? Возможно, если бы этот мужчина снял в фильме известную актрису, у него был бы и зритель. В то мгновение у меня родилась безумная идея".
Вернувшись домой, Бергман написала 42-летнему режиссеру: "Если Вам понадобится шведская актриса, хорошо разговаривающая на английском, не забывшая своего немецкого, кое-что понимающая по-французски, а на итальянском знающая только "Люблю", я готова приехать и работать с Вами". Но не знала его адреса. Помог один поклонник-итальянец - посоветовал написать в студию, где работал Росселлини. И вскоре Ингрид получила ответ: "Ваше письмо пришло в день моего рождения и стало самым дорогим подарком. Мечтаю снять с Вами фильм. Отныне буду делать для этого все возможное".
Петтер безразлично воспринял известие - творчеством жены он никогда не интересовался. Целыми днями пропадал на работе и беспокоился о пенсионной страховке, в которую вкладывал почти весь семейный бюджет. В основном он состоял из гонораров Ингрид. В то время она зарабатывала, на нынешние деньги, свыше $10 тыс. в неделю, тогда как муж - $682. "Деньги постоянно служили камнем преткновения между мной и Петтером, - рассказывает актриса в мемуарах. - Я могла брать деньги только в отдельных случаях. Когда говорила коллегам, что не могу позволить себе купить новую одежду, они удивлялись: "Шутишь? Ты же гребешь деньги лопатой"!. Чрезмерная экономность касалась и их дочери Пиа. Без разрешения мужа Бергман не могла купить ребенку даже игрушку.
С Роберто они встретились в Париже 29 августа, чтобы обсудить сценарий и условия контракта. В тот день актриса праздновала свое 33-летие. В его фильме "Стромболи, земля Божья" Ингрид должна была сыграть бедную женщину, которая после войны живет в лагере для перемещенных. Сниматься в Италии актриса собиралась три-четыре месяца. В Рим она прилетела 20 марта 1949-го, а через четыре дня они с Росселлини уже мчали на автомобиле на юг Италии. Там режиссер начал ухаживать за актрисой, засыпал цветами и подарками. "Я знала, что нравлюсь ему, - пишет она в воспоминаниях. - Он собирался меня завоевать, как только я приеду в Италию. Он всегда получал то, чего хотел. В этот раз он захотел меня"!. И Ингрид написала мужу: "Петтер, я знаю, это письмо для тебя, как бомба, которая упадет на наш дом, наше будущее и прошлое, полное жертв и помощи с твоей стороны. У меня не было намерения влюбиться и уйти от тебя. Но что я могу сделать"?.
Американская пресса обвиняла Ингрид в аморальности: "Вы слышали? Бергман забеременела от Росселлини. И это при том, что он еще не вступил в брак с ней. Эта актриса оказалась дешевой подстилкой". От пары отвернулись друзья. Фильмы, которые снимал Росселлини, бойкотировали публика и критика. Американские сенаторы призывали выгнать шведку Бергман из страны - она, мол, цинично надругалась над такими христианскими ценностями, как семья и брак.
- Меня выставили дураком, - заявил ее муж журналистам. - Жена, которая не хочет жить со мной, не представляет для меня никакой ценности.
Петтер долго отказывался давать Ингрид развод, запрещал видеться с дочерью. Прятал ее письма, уверял девочку, что мама ее не помнит и не любит.
"Несмотря на то, что меня постоянно мучила моя пуританская совесть, с Роберто я нашла тот свет, который был для меня лучшим изо всех возможных, - вспоминала Бергман. - Я пережила с ним как бесконечное счастье, так и глубокие муки. Он был типичным расхлябанным итальянцем, а я - типичной аккуратной шведкой".
Они поженились в 1950-м. Прожили вместе семь лет. Ингрид родила Роберто сына Робертино, потом двойню Изотту Ингрид и Изабеллу. Росселлини позволял Ингрид Бергман сниматься только в своих фильмах. Работать с другими режиссерами запрещал, ревниво относился к ее популярности. Роберто брал кредиты на новые ленты, транжирил деньги и все больше влезал в долги.
"Я бы снялась в каком-то фильме, - писала Ингрид в дневнике. - Было бы на что купить детям обувь". В конечном счете она решила написать американскому режиссеру Анатолю Литваку. Тот собирался снимать фильм "Анастасия" - о дочери русского императора Николая ІІ, якобы спасшейся после расстрела царской семьи.
- Фильм провалится. Вот увидишь! - предупредил Роберто, входя в комнату, когда Ингрид подписывала контракт.
- Пусть, - отвечала она. - Какая тебе разница?
Лента вышла в 1956-м и имела успех. В Лос-Анджелесе Ингрид после длинной разлуки наконец встретилась с Пиа. Ее первый муж женился во второй раз, и до сих пор обижался на Ингрид, которая ушла от него и оставила без своих денег.
Росселлини тем временем уехал в Индию снимать очередную картину. Домой вернулся в 1958-м с молодой сценаристкой Сонале Даш Гупта, ждавшей от него ребенка.
- Роберто, как ты думаешь, будет лучше, если мы расстанемся? - спросила Ингрид, когда узнала о его измене.
- Да. Я устал быть мистером Бергманом.
Росселлини вскоре обручился с Сонале. Она родила ему дочь. Ингрид вышла замуж за шведского продюсера Ларса Шмидта. Прожила с ним 17 лет. Но и этот ее брак закончился разводом. Когда Росселлини в июне 1977-го умер от инфаркта, Ингрид сказала:
- Он был большим мастером кино, замечательным отцом и моим лучшим другом.
Она пережила Роберто на пять лет. Умерла в Лондоне от рака груди 29 августа 1982-го - в день своего 67-летия.
1915, 29 августа - Ингрид Бергман родилась в Стокгольме в семье художника и фотографа. Рано потеряла родителей и воспитывалась в семействе дяди, который оплатил ей учебу в Королевской драматической школе.
В 1934-м дебютирует в шведском фильме "Граф из Мункбру".
1937 - выходит замуж за врача Петтера Линдстрема. Через год рождается дочь Пиа. От второго брака, с режиссером Роберто Росселлини в 1950-м - родила сына Роберто, а через два года - дочек Изабеллу и Изотту.
1939-1949 - после успеха шведского фильма "Интермеццо" становится европейской кинозвездой. По приглашению голливудских продюсеров едет в США. Прославляется ролями, в частности, в лентах "Касабланка", "По ком звонит колокол", "Триумфальная арка".
1944 - получает "Оскар" за роль в фильме "Газовый свет". В 1956 -м - такую же награду за фильм "Анастасия", в 1974-м - за "Убийство в Восточном Экспрессе".
1982, 29 августа - Ингрид Бергман умерла. Ее прах, по завещанию, развеяли над проливом Скагеррак, соединяющим Северное и Балтийское моря.
2 362 000
долларов на нынешние деньги получила Ингрид Бергман в 1948-м за главную роль в картине "Жанна д'Арк". Актриса стала одной из самых высокооплачиваемых в Голливуде.
Комментарии
2