Ексклюзивы
четверг, 10 октября 2013 20:09

"Идешь по степи, нет баб и ссор меньше"

 

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября в украинском народном календаре — черта между теплой и холодной половиной года. До тех пор пытаются закончить полевые работы. На Лубенщине шутили: "Кто до Покровы не уберет, того и курица загребет". После праздника заканчивался срок пастухов и наемных рабочих. До этого дня спешили вернуться домой чумаки. После Покровы только бывалые отправлялись в последнюю "ходку".

За солью чумаки ездили в Крым или в Карпаты. Соляные рудники были в Коломые, Дрогобыче, Калуше. Последних называли соляниками или коломийцами, а тех, кто ездил на юг, чумаками. Слово "чумак", считают ученые, происходит от "чума". Эту болезнь, которую называли "черной смертью", в ХІV в. занесли в Украину из Крыма. А туда ездили прежде всего чумаки. Чтобы уберечься от смертельной болезни, в дороге вымазывали одежду дегтем.

"Чумаками становились не только крестьяне, мещане и казаки, но и мелкопоместное дворянство. Потомки всяких сотников, военных и бунчужных товарищей, канцеляристов и подканцеляристов посылали свои "пары" в дорогу", писал в 1876 году исследователь чумачества Иван Рудченко. А художник Константин Трутовский как-то разговорился с чумаком из мелкопоместных дворян. Поинтересовался, почему ездит по соль.

Да так, люблю, — ответил. — Дома сидеть надоедает, да и много всякой пакости между людьми. А тут идешь много верст по степи, увидишь Крым, наберешь соли и назад. Хорошо весной на вольном воздухе и в широких степях. Нет баб, и ссор меньше.

Долгая степная дорога требовала от чумака рассудительности и ответственности, а успех в торговле зависел от смекалки и толковости. Как раз чумачеством нажили первый капитал украинские "миллионщики" Терещенко и Харитоненко.

Отправляясь в дорогу, чумаки объединялись в валку, или чумичку. Обычно ехало 30–50 телег, запряженных парой волов. Каждый имел от четырех до десяти телег, меньше четырех не рентабельно. Хозяин в помощники брал наймита по одному на четыре пары волов. Шли парни из зажиточных, "хороших" семей. В будущем они собирались чумаковать, и для них это была "выучка".

За день-два до выезда заказывали молебен. Из села валка отправлялась "в воскресенье до восхода солнца", чтобы никто не перешел с пустым ведром и не подумал ничего плохого. До ворот провожала жена, а за село отец или брат. Отбыв версту-две, останавливались, выпрягали волов и варили кулеш. Так проверяли, не забыли ли чего, — еще можно было сбегать домой. В дорогу брали петуха, на его пение ориентировались, если кто-то из чумаков заблудится в степи.

Между собой выбирали атамана, чумака лет 50, который хорошо знал чумацкие законы и обычаи. Он распределял в валке обязанности, следил за их выполнением. Атаман заведовал деньгами, вел расчеты за всю чумичку — платил за воду, переправу через реку, соль, рыбу. Ватага имела общую кассу и все прибыли и расходы делила поровну. Атаман с чумаками вел расчеты по зарубкам: делал зарубки на гирлыге, длинной палке с крюком на конце. Ехал во главе валки. За ним выбранный кашевар, на телеге у него стояли казан и железная тренога.

В долгой дороге чумак или вол могли заболеть, и без поддержки коллектива было не выжить.

"Товарищи никогда не оставят чумака одного в несчастье: предательство товарища в беде считали одним из самых позорных преступлений, — пишет Иван Рудченко. — Чумак, который сделал это вопреки совести и "чумацкому обычаю", не найдет себе валки, чтобы его приняла в товарищи". Часто на чумичку нападали луговые разбойники. От них отбивались деревянными булавами или оружием. Все телеги ставили в квадрат и загоняли внутрь волов. Если в дороге у чумака крали волов, то по возвращении домой вся валка складывалась и покупала ему новых.

Соляной, или Муравский, путь шел от Сум через Богодухов, Ольшанку в Самару и дальше в Крым. На Левобережье главной дорогой с севера на юг был Ромодановский путь. Он пролегал в Крым через Ромны, Лохвицу, Лубны, Кременчуг. А около Самары, в районе современного Днепропетровска, переправа, за которой в ХVІІІ в. присматривал "шафар". Он собирал с путников пошлину и выдавал "пашпорты" в Крым, Турцию или Польшу. На Правобережье основным был Черный, или Скворечный, путь. Он соединял Перекопский перешеек через Киевское, Волынское, Подольское воеводство со Львовом. Между Днестром и Бугом чумацкие валки двигались Кучманским путем.

За сезон чумаки делали две-три ходки. Путь из Харьковщины в Крым и назад длился около девяти недель, в Одессу — 13. Заработок зависел от спроса на товар, расстояния перевозки груза, дорог, выпаса и воды для волов. Прибыль от продажи соли была и до 100%.

Строительство Юго-Западной железной дороги в 1860–1880-х и повышение акциза на соль сделало чумачество невыгодным. В начале ХХ в. перевозить товары волами прекратили. Но во время войн чумачество возрождалось — как в течение Второй мировой, когда не было организовано снабжение товарами. В частности, из Переяславщины местные ездили в Крым и на Донбасс по соль.

Черниговские чумаки перевозили табак

Чумаки из слободского городка Боромля, сейчас село на Сумщине, в Крым везли овес, а оттуда соль. Брали ее на Красном озере по 28 коп. за пуд, 16 кг, а дома продавали по рублю серебром. На Дон слободские чумаки возили "деревню" — изделия из дерева: оси, колеса, вилы, бочки. Оттуда привозили рыбу и икру. Продавали их на ярмарках Черниговщины и Харьковщины.

Чумаки с Киевщины, Полтавщины и Подолья в XIX в. транспортировали хлеб в черноморские порты, возили на продажу мел, крупу и масло. На обратный путь телеги загружали рыбой, солью и "колониальными товарами": чаем, пряностями, мануфактурой. Черниговские чумаки также перевозили табак.

Чумаки из Херсонской губернии возили лес из Черкасского уезда, из Кременчуга зерно в Бериславский порт, Николаев, Одессу. Там покупали на продажу таранку и соль.

В Москву чумаки возили грушину — грушевые деревья на местные мебельные фабрики, а на макаровскую ярмарку в Нижнем Новгороде и сахар. Из Москвы подряжались доставлять на украинские ярмарки товары купцов.

Пара волов тянула больше полутора тонн груза

Чумацкий вол должен был быть с препором — крепкой холкой, волистым — с полной шеей, рослым, длинным и ровным, "чтобы мосол правый". Выбирали вола с хорошо развитым крепким скелетом, "чтобы был плечист, костист, круторебр, чтобы кряж был пядь с лишком, семь вершков с обеих сторон". Пара волов тягла до ста пудов груза — больше 1,5 т.

"Ухаживать" за волами — хорошо кормить, чистить, следить за здоровьем — было делом чести для каждого чумака. "Уважь скотину раз — она тебя 10 раз уважит", "Хозяйский глаз товар множит", поучали опытные чумаки младших. Для лечения волов брали с собой "синий камень" — оселки медного купороса — и использовали степные травы. В дождь чумацкая валка не двигалась, "чтобы волы не мучались, пусть пасутся, а чумак под телегой сидит, чумак время имеет ".

Украшением вола считали крутые рога "такие, как люшня" в виде лиры или полумесяца. Любимая масть — все оттенки серого. Это серая, пепельная, светло-серая и голубая стальная. Были волы половые — сливочного цвета, муругие — светло-серые с переливом, перистые — с белой спиной и черными боками. Черные, пестрые, рябые не были популярны у чумаков. Волов для чумачества покупали на Полтавщине, а телеги на Киевщине.

Сейчас вы читаете новость «"Идешь по степи, нет баб и ссор меньше"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть