Генри Форд, старший сын фермера из американского штата Мичиган, не любил сельской работы. Пока его шестеро братьев и сестер рубили дрова, пасли свиней, доили коров, пололи огород, он целыми днями что-то выдумывал и мастерил.
В 1879-м, 16-летним, он оставляет родительский дом и едет в Детройт. Там снимает комнату и устраивается учеником в механическую мастерскую. Ему платят $2 в неделю, а хозяйка комнаты берет с него $3,5. Потому после смены Генри бежит к часовщику и до утра чистит и чинит часы. За ночь ему платят 50 центов. Вскоре парень переходит работать механиком на локомобилях фирмы "Вестингаус". Генри конструирует легкую паровую тележку, потом заинтересовался газовым двигателем. Однако для экспериментов нужны были деньги и помещения, да и коллег раздражают его новые идеи. Поэтому в 1887 году Форд решает вернуться домой. Отец на радостях дарит ему пай земли. Думает, что теперь он наконец покинет свои машины.
Как-то на танцах Генри знакомится с дочкой фермера 23-летней Кларой Брайант. Форд был хорошим танцором. Но еще больше поразил девушку, когда показал ей свои карманные часы и заявил, что смастерил их сам. В 1889 году они женятся и поселяются на ферме Генри.
Через три года Форду предлагают место инженера-механика в "Детройтской электрической компании" Томаса Эдисона. Супруги переезжают в Детройт. Снимают дом с мастерской. 6 ноября 1893-го Клара рожает сына Эдсела. Через два месяца, на Рождество, прямо на кухню, где жена готовила праздничную индейку, Генри принес двигатель. Велел Кларе одной рукой держать бутылку с бензином, а второй повернуть большой винт. Двигатель завелся, и комната наполнилась выхлопами. Генри установил его на тележку. Так появился первый американский автомобиль.
— Мой первый экипаж напоминал сельскую тележку, — вспоминал Генри Форд. — Его два цилиндра развивали около четырех лошадиных сил. В нем могли разместиться два пассажира. Долгое время моя " газоли новая тележка" была единственным автомобилем в Детройте. Для людей он был настоящей бедой, потому что делал много шуму и пугал коней.
В 1903 году Форд сконструировал две гоночных машины. Они побеждают на гонках. Генри создает фирму "Форд Мотор Компани". За первый год предприятие выпустило и продало 1708 автомобилей. За три года Форд строит в Детройте фабрику. Объем продаж растет вшестеро, автомобили начинают заказывать в Европу.
На своем предприятии Генри внедряет первый конвейе р и сокращает рабочий день с 10 до 8 ч., а рабочую неделю — до 48 ч. Вдвое увеличивает минимальную зарплату — до $5 в день. Его рабочие работают в несколько смен, что позволяет заводам давать продукцию на протяжении целых суток. Работникам было запрещено курить на работе и разговаривать в цехах на посторонние темы. За здоровый образ жизни и образцовое поведение Форд повышал рабочим зарплату. Кто не выполнял условий, того увольняли.
В 1909 году на фирму Генри устроилась машинисткой 17-летняя Евангелина Коте. Хозяин сразу ее заприметил. Вскоре девушка уже возглавляла печатное бюро, а затем стала личным секретарем главного инженера. Форд не жалеет денег на платье и драгоценности для нее. Жене же никогда ничего не покупал. Даже когда они разбогатели, Клара сама чинила одежду и штопала мужние носки. Долгое время она не догадывалась, что у Форда есть любовница. Узнав, закрыла на это глаза.
Когда Евангелина вышла замуж, на свадьбу Генри подарил ей усадьбу с бассейном, кортом и домашним аэродромом. В 1929-м женщина родила сына. Форд приехал посетить ее в больницу и нанял для малого няню. Сын Евангелины впоследствии пришел работать в "Форд Мотор Компани". Когда Генри Форд умер, утверждал, что тот был его отцом.
В начале 1924 года Форд становится мультимиллионером. Он владеет несколькими заводами, электростанциями, множеством рудников, лесов и ферм. Компания имеет собственный аэропорт, издательство, киностудию и даже каучуковую плантацию в Бразилии.
Эдсел сразу после школы пришел работать в "Форд Мотор Компани", а в 21 год получил место в совете директоров компании. Во всем пытался подражать отцу: носил такие же костюмы, лакированные туфли и шелковые галстуки. Эдсел много работал. Мечтал усовершенствовать изобретение отца. Но Генри не желал ничего изменять. Вместо этого считал сына бесхарактерным лентяем, отменял его распоряжения.
В 1938 году Генри Форд переносит инсульт. Быстро приходит в себя, но второй инсульт его добивает. Он становится забывчивым, пугливым, заговаривается. У него ра звилась мания, что кто-то пытается отобрать у него компанию, влияя на сына и внуков.
Не верил, что его сын при смерти, советовал ему больше работать
В конце 1930-х Эдсел начал жаловаться на боли в животе. В конечном итоге врачи диагностировали рак. Генри не верил, что его сын при смерти, советовал ему больше работать. Летом 1943 года Эдсел умирает.
— Что здесь поделаешь, нужно больше работать, — растерянно повторял старый Форд, идя за гробом.
После смерти сына, когда Генри совсем забросил дела компании, Клара пригрозила мужу, что на старость покинет его, если тот не передаст фирму внуку Генри ІІ. Форд покорился.
— Никогда не недооценивайте силу женщины, — говорит он тогда.
7 апреля 1947-го 84-летний Генри Форд умер в собственном имении вблизи Детройта. После его смерти наследники открыли его комнату, куда он в последние годы никого не пускал, и нашли там лишь несколько листков с его любимыми афоризмами, счета за мясо и рыбу 30-летней давности и кучу старых винтиков и болтов.
Американский журнал "Форбс" недавно опубликовал список самых богатых людей всех времен и народов. По его версии, капитал Генри Форда при жизни насчитывал $188,1 млрд. В настоящее время компанией владеют 16 его потомков. Чистая прибыль Форда от каждого из почти 200 тыс. рабочих, которые работают на 48 заводах, составляет $1,47 в ч.
100 лет назад с конвейера сошло самое знаменитое авто Форда
Генри Форд не был первым, кто изобрел автомобиль. В 1886-м самоходные экипажи с двигателями на бензине запатентовали немцы Готлиб Даймлер и Карл Бенц. Однако проехаться за рулем их "мерседесов" тогдашним европейцам было не по карману.
Генри Форд сконструировал восемь моделей авто — А, В, С, F, N, R, S и К. В 1908 году он решает создать дешевый автомобиль для массового покупателя. Предыдущие модели снимает с производства и выпускает девятую — Т. "Форд Т" был широким, вместительным и развивал скорость от 10,8 до 63 км/час. Высокое положение колес и небольшая масса позволяли ему двигаться по любой местности. Первое такое авто сошло с конвейе ра "Форд Мотор Компани" 12 августа 1908-го.
— Каждый покупатель может приобрести автомобиль любого цвета, — говорил Форд, — при условии, что цвет будет черным.
Благодаря внедрению конвейе рной системы производства ему удалось так удешевить авто, что его могли купить миллионы людей. Машина стоила $825, что было по карману среднему рабочему. Вскоре цена снизилась до $600, а затем до $400. В 1909 году "Форд Т" появляется в Российской империи. Впоследствии представительства компании открываются в Харькове, Одессе и Екатеринославе (в настоящее время — Днепропетровск).
"Форд Т" стал одним из национальных символов Америки. О нем ходило множество анекдотов. Самому Генри Форду больше всего нравился такой: "Идет мужчина по кладбищу и видит, что могильщики копают огромную яму.
— Покойник завещал похоронить его в собственном "Форде", — объяснил ему один из копателей. — Потому что этот автомобиль вывозил его из таких ям, что вывезет и из этой".
Комментарии