У лебединскогомуляра Романа Гмыри и его жены Анны 5 августа 1903 года родился сын Борис. Многодетная семья бедствовала. Бывало, хлеб делили нитью на прозрачные ломти. В 1914-м, после окончания начальной школы, 11-летний Борис идет работать по найму. Потом работает сторожем, грузчиком, кочегаром. В 27 лет на
работфаке получает аттестат о среднем образовании. А в 1930-м становится студентом Харьковского инженерно-строительного института.
У него был редкий бас, часто пел на студенческих концертах. Там его заметили и пригласили в Харьковскую консерваторию. Через год Борис уже был там первым студентом, а на третьем курсе начинает работать в Харьковской опере. После окончания учебы его приглашают солистом Киевского театра оперы и балета. В 1939-м, после победы на Всесоюзном конкурсе вокалистов, Гмырю знает уже весь СССР. Певца приглашают работать в Москву и Ленинград, но он не хочет уезжать из Киева.
21 июня 1941 года Борис Гмыря поехал отдыхать в Крым. На следующий день началась война. Друзья из Киева сообщили, что столицу будут эвакуировать и советовали не возвращаться в город. Артист едет в Харьков, но вскоре вынужден убежать и оттуда. Спеша на поезд, рывком схватил тяжелые чемоданы и сорвал спину. "Скорая" отвезла Гмирю в институт рентгенологии. Там его застает немецкая оккупация.
Придя в себя, он поет на сцене Харьковского оперного театра. Потом переезжает в Полтаву и работает в областном музыкально-драматическом театре, дает концерты. Немцы увлекаются артистом, даже записывают на пленку одну из его песен.
Осенью 1943-го, отступая, немцы перевозят полтавский театр в
Каменец-Подольский. Там Борису Гмыре сообщили, что по приказу
гауляйтера Эриха Коха его высылают в берлинскую организацию "Винета", занимающуюся концертами для рабочих, вывезенных из советской территории. Артист всеми правдами и неправдами пытается избежать поездок. Даже покупает медицинскую справку, якобы у него болезнь горла и работать в театре не может. В феврале 1944 года он все-таки заболел — у него было воспаление левого уха. "Через три дня после заболевания ко мне на квартиру приезжает адъютант военного коменданта и заявляет: "Вы не беспокойтесь, мы даже трупп ваш
вывезем", — впоследствии писал Борис Гмыря в письме к тогдашнему первому секретарю ЦК КПУ Никите Хрущову. — За время болезни несколько раз мне предлагали все виды транспорта, включая и самолет для вещей. Но, мотивируя болезнью, я отклонил все эти "счастливые" возможности".
Хрущов спас его от репрессий.
— Пел для немцев, пусть теперь поет для всего народа Украины, — сказал, узнав о всей истории.
Вы не беспокойтесь, мы даже трупп ваш вывезем
После войны Гмыря возвращается в Киев. В 1949-м на отдыхе в грузинском городке Цхалтубо он знакомится с 36-летней Верой Нови, физиологом по специальности. А через полгода предлагает ей руку и сердце.
— Не панночка я вовсе, и поэтому не достойна вашей руки, — отвечает Вера.
Гмыря не отступает. В конечном итоге они все-таки женятся. Расписались без свидетелей. Громкую свадьбу не устраивали. Переехали в небольшую квартиру Бориса на ул. Пушкинской.
В 1951 году на Декаде украинского искусства в Москве Борис Гмыря исполнял арию Ивана Сусанина. На концерте в Большом театре был Сталин. После выступления он первым поднялся и зааплодировал. За ним взорвался аплодисментами весь зал. На следующий день Сталин собственноручно переписал указ о предоставлении Гмыри звания народного артиста УССР на СССР.
Супруги переезжают в новую квартиру на Крещатике, в Пассаже. Вера пишет докторскую диссертацию. Когда она работает, Борис ходит
на цыпочках. Чтобы оградить жену от домашних дел, нанимает домработницу. Иногда Веру это сердит. Работы она не чуждалась, любила готовить. Особенно Борису нравилось ее клубничное варение. Диеты он никогда не соблюдал, ел все. Перед концертом всегда съедал тарелку манной каши. Почти не пил, курить бросил еще в молодости. Каждое утро делал зарядку, брался за гантели. По 10 час. в день играл на рояле. Говорил, что талант певца — это 10% успеха, остальные — труд.
В театре завидовали славе Гмыри. К тому же постоянно вспоминали его "сотрудничество с оккупантами". Ему устраивали бойкоты, писали доносы. Певец в отчаянии писал заявления об увольнение, но дирекция не хотела его отпускать. В 1957-м терпение артиста иссякло.
20 лет Борис Гмыря исполнял партию Владимира Галицкого в опере "Князь Игорь". Однажды после спектакля он пришел довольный домой.
— Знаешь, наконец мне удался Галицкий, — сказал он Вере.
А на следующий день в театре ему вывесили выговор за "неправильное" пение. Мол, его "разгульная трактовка" образа князя Галицкого ведет к развращению молодежи. Гмыря пишет следующее, последнее, заявление на увольнение.
Он начинает активно гастролировать. Артиста приглашают в "Конвент-Гарден" в Лондоне и "Метрополитен-Опера" в Нью-Йорке. Но дальше
соцстран — Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Польши, Югославии и Китая, — власть его не выпускает.
Из гастролей пишет жене теплые письма, каждый раз объясняется в любви. Всегда носит при себе ее фотографию. Жена собирает все газетные публикации о Гмыре.
— Ты не переживаешь, что у нас нет детей? — спросила как-то Вера у мужа.
— Конечно, было бы неплохо, — ответил Борис. — Но наши дети — это мои песни.
Гмыря не дожил до своего
66-летия четыре дня: 1 августа 1969-го у него случился инфаркт. В тот день артист ходил в поликлинику на обследование. Пришел довольный. Сказал жене, что ничего страшного не нашли, с сердцем все в порядке. Прилег на диван, советовался, что будут подавать к праздничному столу. Вдруг на полуслове оборвал речь. Вера не обратила на это внимания, вышла на кухню. Когда вернулась, муж был мертв.
У Бориса Гмыри была мировая слава, а зарабатывал немного. Когда умер, на его книжке было только 434 руб. Вера пережила мужа на 27 лет. Ее похоронили рядом с ним на Байковом кладбище.
Киевская опера имела самую большую сцену в Российской империи
В феврале 1896-го, после утреннего представления оперы "Евгений Онегин" Петра Чайковского, в одной из гримирующих комнат киевского Городского театра случился пожар. Огонь распространялся молниеносно.
Через несколько часов от здания, построенного в 1856 году по проекту архитектора Ивана Штрома, остались обугленные стены. Поэтому вскоре появился вопрос о сооружении в Киеве нового театра. Городская дума объявила международный конкурс на проект киевской оперы. В нем приняли участие свыше 20 архитекторов из Украины, России, Германии, Франции, Италии. 25 февраля 1897-го жюри объявило результаты: лучшим признали проект россиянина Виктора Шретера.
Строительство театра завершили в 1901 году. Его партер, амфитеатр, бельэтаж и четыре яруса, вмещали одновременно 1 650 зрителей. Изысканные кресла, люстры и светильники, привезли из Вены. Общая кубатура театра составляла почти 100 тыс. куб. м, площадь помещений — 40 210 кв. м. Сцена Киевского оперного на то время была самой большой в России: 34,3 м в ширину, 17,2 м глубиной, 22,7 м высотой.
В 1939 году стал Киевским театром оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. Борис Гмыря пел в нем с 1940-го по 1957-й, за исключением военных лет. С 1992-го театр переименован в Национальную оперу Украины.
Комментарии