- Федор Студит - землю студит. В этот день морозы и вьюги большие бывают. Это он на урожай показывает - когда дорогу снегом заметает, урожай пшеницы и ржи будет хорошей. Еще говорят, что Федор зиму переламывает и весну показывает: каким выдался день, такой и весна будет. И уже цыган шубу продает, потому что не к Рождеству идет, а к Пасхе, - рассказывает 76-летняя Нина Федирко из поселка Большая Дымерка Броварского района Киевской области.
Преподобного Федора Студита, жившего в 758-826 годах, православные и греко-католики вспоминают 8 февраля. Этот день называли еще полухлебником. Рассчитывали, чтобы к этому дню употребить половину запаса зерновых. Второй же половины хлеба семье должно было хватить до нового урожая.
Хлеб выпекали раз в неделю. В Киевской области делали это в воскресенье. По всей Украине до сих пор существует запрет на выпекание хлеб в пятницу. Если хлеба не хватало, его не покупали, а брали взаймы у соседей.
- Сохранить зерно - целая наука. Осенью его надо было хорошо высушить на току, прежде чем засыпать в закрома. Это такие большие ящики из досок, накрывающиеся сверху крышкой. Делали три-четыре таких ящика и ставили их в кладовке. Внутри перегораживали досками, и каждый вид зерна засыпали отдельно: пшеницу, рожь, просо, ячмень и овес. Следили, чтобы оно не перегорало: все время хозяин проверял рукой. Если зерно холодное, все в порядке, - вспоминает 75-летняя Валентина Довгая, родом из села Козлов Переяслав-Хмельницкого района Киевской области.
Из прелого зерна хлеба не испечешь: он будет растекаться и не подойдет. Если же зерно начинало нагреваться и на ощупь становилось теплым, его несколько раз перелопачивали деревянными лопатами, высушивали и пересыпали в другой закром. Для этого в кладовой один хлебный ящик всегда держали пустым.
На Полесье и Черкащине зерно хранили в больших 1,5-метровых плетеных из соломы кадках. В них зерно "дышало" и меньше прело. Также зерно держали в больших кадушках, бочках и мешках из домотканого полотна. А в степных селах - на Херсонщине, Николаевщине - до конца ХІХ в. хлеб хранили в древних по происхождению зерновых ямах. Это были ямы, вырытые в земле на глубине 3-4 м, напоминающие по форме кувшин. Внутри их сначала обжигали огнем, потом дно и стороны обкладывали корой или берестом. Сверху зерновую яму закрывали крышкой и тщательно маскировали от посторонних глаз.
- За зерном еще надо было присматривать, чтобы его мыши не переточили. За мышей хозяйка отвечает, гонять их - ее проблемы. От мышей и крыс моя мама когда-то раскладывала в кладовой щепотки специального зелья - чернокорня. У него неприятный запах. Его мыши не любят и убегают, - говорит Валентина Довгая.
Считали также, что мышей может наслать ведьма. Верили, нашествие мышей предвещает свирепую зиму, войну или мор. Чтобы уберечь зерно от грызунов, под закрома и соломенники женщины подкладывали травы и цветы, освященные в церкви на Троицу или на Маковея. Также запрещалось есть в кладовой, клуне и погребе, потому что это могло привлечь грызунов. Чтобы они не переточили зерно, старались перевезти снопы из поля в клуню в тот день недели, на который в этом году выпало Благовещение. При закладке в закрома зерно обкуривали ладаном и обрызгивали сретенской водой.
Федор Студит упорядочил правила монашеской жизни
Преподобный Федор Студит был игуменом Студитского монастыря в Константинополе. Ввел уставные правила монашеской жизни, ставшие образцом для всех монастырей Восточной церкви. В 1070 году студитский устав ввели в Киево-Печерском монастыре, а впоследствии во всех монастырях Киевской Руси. В конце ХІХ в. в Галичине распространилось движение за возобновление студитских правил монашеской жизни, поддержанное митрополитом Андреем Шептицким. В Украинской греко-католической церкви существует монашеское объединение студитов.
Федор Студит с братом Иосифом упорядочил богослужебные книги молитвословов на время Великого поста и на период от Пасхи до Пятидесятницы - в переводе на древнеукраинский язык имели названия "Триодь постная" и "Триодь цветная". Эти книги многократно переиздавали в типографиях Киева и Львова. При жизни Федор Студит прославился чудесами исцеления и предвидения будущего, к нему обращаются с молитвами отвернуть пожар, тяжелые болезни, нападения диких зверей на людей и скот.
В ласку перевоплощается душа первой хозяйки дома
- От мышей в селе держат не только котов. До войны в нашем селе были специально прирученные ласки. Это такие маленькие хищные животные, похожие на хорьков или куниц. Домашние ласки мышей и крыс гоняли намного лучше, чем коты, - вспоминает 75-летняя Валентина Довгая, родом из села Козлов Переяслав-Хмельницкого района Киевской области. - Но с ней надо было очень осторожно вести себя, потому что она животное весьма непростое.
Говорит, обидевшись за несправедливость, ласка якобы либо передавит в хозяйстве всех кур, либо замучит до смерти коров, замордует коней. Если же убить ласку, она заберет с собой на тот свет кого-то из семейства. За убийство своих детенышей ласка может отомстить, отравив воду и еду. Укус ласки считается смертельно опасным.
- Ласка размером с белку, только длиннее и спина у нее изгибистая. Сверху либо темная, либо рыжеватая, а живот всегда белый, - рассказывает 74-летняя Надежда Забелина из поселка Большая Дымерка Броварского района Киевской области. - У нас говорят, что в каждом хозяйстве обязательно должна быть своя ласка. А скотину лучше держать одной с лаской масти - либо темную, либо рыжую. Тогда она будет хорошо и плодиться, и доиться, и работать.
В народе верили, что ласка охраняет все хозяйство. В нее перевоплощается душа первой хозяйки дома. Если она завелась в хате или клуне - к счастью и удаче. Ласка отводит болезни от хозяев и ведьм от скота. Корову одной с ней масти ласка вычесывает и выглаживает ей бока, а коням расчесывает и заплетает в косы гривы. Если же ласка не полюбит какую-то скотину, отличающуюся от нее мастью, может замучить ее до смерти. Поэтому считают: лучше такое домашнее животное как можно быстрее продать.
Если ласку уважать, из благодарности накануне Пасхи или Ивана Купала она может указать хозяину на закопанные в земле сокровища.
- У нас в Козлове ставили такие большие клуни из плетня, обмазанные глиной, под соломенными крышами. Они были с большими дверями, чтобы могли проехать телеги. А двери всегда были немножко приоткрыты - чтобы ласка могла туда зайти и выйти. Когда я маленькой была, однажды закрыла их, а бабушка мне сказала: "Иди быстренько открой, потому что у нас важная гостья будет". Так у нас уважали ласку, - вспоминает Валентина Довгая.
На Черниговском Полесье ласку уважают как защитницу беременных. Женщинам, обижающим ее, животное якобы обязательно посечет и повыдергивает волосы, повредит одежду, а мужчинам - обгрызет усы и бороду.
Ласка, по древним верованиям, является пряхой и ткачихой Бога. Немецкий этнограф Раймунд Фридрих Кайндель в конце ХІХ в. записал, что гуцулы-верховинцы почитали ласку 7 декабря, в день святой Екатерины - покровительницы ткачих и браков. Ученые считают ласку животным-помощницей древнеславянского женского божества Мокоши. Отзвук этих верований сохранился в детской песне, записанной в поселке Мокошино Менского района Черниговской области:
— Ласочка-Парасочка, де ти була?
— У Бога.
— Що ти робила?
— Кросенечка ткала.
— Що ти заробила?
— Кусочок сала.
— Де сховала?
— Під столом.
— Чим накрила?
— Постолом.
Комментарии