— Теплого Алексея, может, для кого-то и небольшой праздничек, а для пасечника — большой день, — говорит 77-летний Иван Миняйлик из села Тридубы Кривоозерского района Николаевской области. - Обязательно ульи надо вынести в садик и выпустить пчелок на первый облет. Сытой угостить и святой водой окропить. Это и их праздник тоже.
30 марта православные и греко-католики чтят преподобного Алексея, человека Божия. По церковным преданиям, родился он в V в. в Риме, в состоятельной семье. В переводе с греческого Алексей - заступник, спаситель от недугов. Юношей принял обет бескорыстного служения Богу. Но родители настояли, чтобы их единственный сын женился. После помолвки Алексей вернул невесте кольцо и тайно отправился в Эдессу — теперь город в Турции. Жил при церкви, употреблял только воду и хлеб.
В округе пошла молва о его святости. Тогда мужчина тайком вернулся в Рим. Родители не узнали Алексея, выделили ему как нищему угол у двери и давали есть. Перед смертью преподобный описал в письме свою жизнь и попросил прощения у невесты. Возле его тела происходили исцеления людей от многих недугов. К нему обращаются с молитвой о помощи в нужде, несчастье и болезнях.
В Украине этот день называют Теплого Алексея. Его почитают как покровителя пасечников и опекуна пчел. К ним издавна относились уважительно, называли "божьими мухами". Пчеловодство воспринимали как исполнение Божьей воли, дело, спасающее душу - "сродное Богу" занятие. Этим промыслом могут заниматься лишь высоконравственные люди, которые имеют авторитет и большое уважение. Зато у плохих, завистливых пчелы никогда вестись не будут.
- Среди знакомых пасечников ни одного нет, кто бы пил, развратничал или воровал, - рассказывает Иван Меняйлик. — Пчелы не терпят тех, кто матерится или курит. У таких не держатся. Пчеловодство облагораживает, а общение с насекомыми обращает человека к благоразумию и спокойствию.
Со времен Киевской Руси кража пчел считается тяжким преступлением и тяжелым грехом. Украденные рои рано или поздно сведутся, уверены пчеловоды.
На Теплого Алексея пчеловоды никуда не уходят из собственного подворья, чтобы рои не убегали, чтобы хозяина держались". Всех гостей в этот день щедро угощают медом.
— Если ты даешь, то и тебе Бог даст, — убежден Иван Миняйлик. — Соседям раздаю по поллитре, детям и старикам. Так когда-то меня учили опытные, так я и делаю.
Ремесло пасечника традиционно связывалось с тайными знаниями и магией. Чтобы уберечь пчел от сглаза и болезней, на заборы вешали красные нитки, куски яркой ткани или головки чеснока. В леток — отверстие в улье — вставляли щучью голову.
На Полесье и Гуцульщине еще до недавнего времени посреди пасеки устанавливали столб с конским черепом. Исследователи считали такой способ защиты пчел пережитком архаичного обычая принесения животных как пожертвования духам-заступникам.
Верили, что на каждой пасеке есть свой дух-защитник. Помогает владельцу "смотреть за пчелами". Следит, чтобы рои не убегали, несли хороший взяток. Его можно вырастить из змеиного яйца или купить на базаре со жбаном меда. По смерти пчеловода исчезал и дух пасеки.
Верование в "хозяина пасеки" имеет древнейшие корни. Связано с представлениями, что каждое место на Земле имеет в параллельном мире своего хозяина-покровителя. Уважительное отношение к нему, угощение сладкой кашей является залогом его покровительства и помощи в пчеловодстве.
У пчел высокоорганизованный и сложный образ жизни. В народной культуре их воспринимали как мыслящих существ.
— Пчелы всегда чувствуют, какое у меня настроение, — рассказывает 58-летний Анатолий Темборский. Держит пасеку в селе Мотыжено Макаровского района Киевской области. — Я еще не дошел до ульев, но если настроение плохое — начинают меня атаковать, гудеть, лезть под маску. А если хорошее, могу без маски и голыми руками работать — никогда не будут мешать.
По полесским преданиям, когда Бог создал пчелу, сказал: "Будет до тех пор жить, пока будет мир существовать". Считалось, когда исчезнут пчелы — наступит конец света. С божественной природой этого насекомого связано поверье, что в ульи никогда не бьет молния.
На Волыни пчелу называли "божья мудрость". Она имеет мистическую связь с потусторонним миром предков и богов. Верили, что со смертью пасечника насекомые покидают пасеку и идут за хозяином в "лучший из миров".
Пчелу нельзя убивать, потому что "это такая же душа, как и человеческая". Грех говорить, что она издохла. Правильно — умерла.
При продаже пчел их никогда не давали из рук в руки, а клали на землю за пределами пасеки. Например, на дороге. Бывало, насекомые скучали за хозяином и рой мог вернуться к нему.
Теплого Алексея отмечают рыбаки. Говорят, рыба тому "на руку не пойдет, кто не чтит святого Алексея". Поэтому в этот день воздерживались от работы по хозяйству, половых отношений с женщинами и ссор.
Если на Теплого Алексея южный ветер — будет теплое лето, дождь — на хороший медосбор. Ветер с севера — лето жди неурожайное и неблагоприятное для медосбора.
Кто увидит в этот день в небе аиста, будет здоров и счастлив в течение года. Если птица в гнезде сидит — человек будет болеть, если стоит на одной ноге — будут болеть ноги.
Девушки мылись на распутье
На Киевщине и Львовщине девушки узнавали у пасечников, на какое дерево сел первый в этом году рой пчел. Листья с него запаривали, умывались и воду выливали на дорогу под ноги скоту, который гнали пастись. Считали, что после этого выбранный девушкой парень обязательно в нее влюбится и женится.
На Закарпатской Гуцульщине девушка рано утром шла к колодцу, набирала воды, бросала в него мед, ладан, соль и мылась на распутье, приговаривая:
"Миюся, абим красна, як вода ясна,
Абим така солодка, як мед,
Абим така липка, як мед,
Аби тяглися хлопці за мнов.
Як пчоли без матки,
Так вони без мене".
На Житомирщине перед Алексеевым днем девушки приговаривали перед сном: "Теплый Алексей, конопельки посей! Дай, Боже, знать, с кем я буду в паре стоять". Верили, что во сне увидят своего суженого.
Комментарии