пятница, 02 сентября 2011 10:20

"Адмирал Нахимов" пошел на дно за четыре километра от берега

Круизный пароход "Адмирал Нахимов" в свой последний рейс вышел из Одессы вечером 28 августа 1986 и взял курс на грузинский порт Батуми. На борту - 1259 человек. 897 туристов со всего Советского Союза и 359 членов экипажа. По окончании круиза 5 сентября судно должно было быть отправлено на лом. Но сначала якобы собирались передать киностудии "Мосфильм" для съемок фильма-катастрофы.

- Мы купили две путевки, - вспоминает 57-летняя Любовь Дьячевская из Умани. В круиз тогда отправилась с мужем и 4-летним сыном. - За ребенка доплатили на борту. Каждый вечер была развлекательная программа. Работали три ресторана, несколько баров. Пассажиры - в основном интеллигенция: врачи, преподаватели, инженеры. Также много прибалтов. 29 утра были в Ялте. Затем направились в Новороссийск. Оттуда 31 августа в 22.00 должны были плыть в Сочи. Но задержались, потому что ждали генерал-майора КГБ в Одесской области Крикунова. Он ехал с семьей - женой, дочерью и внуком. Все они вскоре погибли.

Пассажиры лайнера развлекались. Кто смотрел в кинотеатре фильм "Я любил вас больше жизни", кто отдыхал в барах "Варна" и "Рубин". В танцевальном зале начиналась дискотека. При выходе из порта Новороссийск командованию судна сообщили оттуда, что со стороны моря идет сухогруз "Петр Васев". Он вез из Торонто около 29 тыс. т ячменя. Капитана сухогруза проинформировали. Он должен был пропустить туристов.

В 22.50, когда "Адмирал Нахимов" вышел из акватории порта Новороссийск, его капитан Вадим Марков проинструктировал помощника и, по словам очевидцев, ушел в каюту генерала КГБ на ужин. И впоследствии в пояснительной записке Марков напишет, что направился в свою каюту: "Посмотрел в иллюминатор, судна справа не увидел, задраил шторы и пошел мыть руки. Потом сел читать роман".

С круизного судна несколько раз выходили на связь с сухогрузом. Оттуда подтверждали, что пропустят туристов. И капитан "Петра Васева" Виктор Ткаченко вел свое судно полным ходом. Монитор системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса показывал, что корабли должны были разминуться. Но техника дала сбой - слишком близко они были друг от друга. С "Адмирала Нахимова" требовали, чтобы Марков поднял глаза - его сухогруз шел прямо на их огни. Капитан сначала дал команду сбавить ход, потом "стоп машина" и "полный назад". Но судно с ячменем по инерции несло вперед. 31 августа 1986-го в 23.12 "Петр Васев" вошел в правый борт "Адмирала Нахимова". Образовалась пробоина 10х8 м.

- Мать купила мне круизную путевку, - рассказывает 42-летняя Елена Нерба из Донецка. - Одну из самых дешевых, поэтому моя каюта была внизу. Мы собирались на танцы. Я стояла на правом борту и видела, как приближается корабль. Услышала три гудка и подумала, как-то слишком близко. А потом был удар. Сильный, но мягкий. Не как в фильмах показывают, что раз и все разлетелись. Сразу погас свет.

Любовь Дьячевская в момент столкновения была в каюте:

- Ребенок заснул. На палубах люди праздновали. Я почувствовала удар, достаточно сильный. Сразу погас свет. Выглянула в окно и вижу, грузовое судно прямо въехало в правый бок. Те, кто спал в каютах с той стороны, после удара были мертвы. Я встала с кровати, пыталась найти спасательные жилеты, но было темно. Пошла с ребенком на руках на выход. Вода была под ногами. Не знаю, как по тем темным коридорам вышла наверх. Начала кричать, звала мужа. Он подбежал ко мне.

Механик "Адмирала Нахимова" сумел запустить аварийный свет на 2 мин. Многим пассажирам это спасло жизнь, поскольку смогли отыскать выходы из кают и коридоров. Капитан Марков приказал всем покинуть лайнер. Через 7 мин. судно пошло ко дну. В 15 км от Новороссийска и в 4 км от берега.

- Люди начали отдирать спасательные шлюпки. Но их, видно, красили и не снимали, потому были хорошо приклеены. Их отбивали всем, что попало под руки. Мы стояли на палубе на руках с ребенком и не знали, что делать. В воду мы не прыгнули, а зашли. Муж ребенка посадил на плечи. Мы поплыли. К нам в панике начали приставать люди. Я пошла на дно. Когда пришла в себя, плавала по морю. Спасатели потом объяснили, что не утонула из-за взрывов баллонов с кислородом. И меня потоком воздуха выбросило наверх. Подобрали меня около пяти утра. Вылавливали молодые курсанты. Привезли на 34-й причал Новороссийского порта. Там я ждала своих.

Елена Нерба вспоминает, что во время столкновения на палубу и в воду вылилось много краски и мазута:

- Я хотела прыгнуть за борт. Схватилась руками, но они скользили. Так и ушла с кораблем. В воде началась борьба за жизнь. Меня вытащили двое парней. Они плыли на чем-то похожем на огромное колесо. Затем начало крутить сухогруз. Мы руками начали грести, чтобы нас не передавили. Пересели на спасательную шлюпку. Забрали нас через часов пять, когда светало. Подошли военные катера. Принимали сначала детей и женщин. Мужчин, пытавшихся залезть на катера, команда сбрасывала: "Сначала женщины и дети!".

Первым на место катастрофы прибыл лоцманский катер ЛК-90. Он принял на свой борт 118 человек. Сухогруз тоже пытался медленным ходом подойти к месту трагедии, чтобы забрать людей. Потом его остановили и спустили на воду спасательную шлюпку и катер. Подняли из воды 36 человек.

- Иногда подходили катера со спасенными. Смотрю, муж идет без ребенка. Начала кричать. Дальше ничего не помню, - плачет Любовь Дьячевская. - Работники гостиницы, где нас поселили, носились с нами, как с детьми. И кормили, и одевали, и плакали с нами. Ходила на опознание: ребенка моего тралом в последний день зацепили. Муж рассказывал, что люди цеплялись за них, и они пошли на дно. Когда очнулся, сына не было. В Одессу добрались на самолете. Я была в чужих тапочках и платье, на три размера большем. Двое прямо в аэропорту взяли нас под руки и на такси привезли домой бесплатно.

- Когда доставили в отель, выдали сухие вещи, - говорит Нерба. - Звонить домой запретили. Приходили девушки и записывали у нас адреса и телеграммы. Отправляли сами. Боялись, наверное, чтобы кто лишнего не ляпнул. А потом вызвали в прокуратуру и там мы составляли список потерянных дорогих вещей. Их стоимость компенсировали.

С 1 сентября на месте катастрофы работали водолазы. В корабле, который почти полностью лег на правый бок, коридоры стали или узкими ходами, или шахтами. Образовались завалы из мебели, ковровых покрытий. А между ними - тела погибших. Многие каюты заклинило. Их открывали ломами. 10 сентября в затопленном корабле погиб водолаз. А 19-го второй попал под завал и не смог выбраться. После этого поисковые работы на судне правительственная комиссия решила прекратить. Успели поднять 358 погибших. 65 тел остались в море.

Капитанов Вадима Маркова и Виктора Ткаченко судили в Одессе. Признали виновными в нарушении безопасности движения. Обоим дали по 15 лет. В 1992-ом их помиловали. "Адмирал Нахимов" до сих пор лежит на глубине 47 м в одной из бухт неподалеку от Новороссийска. Сухогруз "Петр Васев" отправили на ремонт в Ильичевск под Одессой. Потом переименовали в "Подольск".

423

человек погибли из 1259, которые были на борту круизного лайнера "Адмирал Нахимов" 31 августа 1986 года. Среди них двое детей до 16 лет. Спасли 836 человек.

Сначала судно называлось "Берлин"

"Адмирал Нахимов" был приписан к Одесскому порту. Построен в 1925 году в Германии и назывался "Берлин". До 1939-го совершал регулярные рейсы в Нью-Йорк. Ежегодно по 12. Во время Второй мировой пароход был госпитальным судном. 31 января 1945-го подорвался на мине и затонул. В августе 1947 года его подняли на поверхность советские военные. Судно получило СССР. Его назвали "Адмирал Нахимов". Ремонтировали 10 лет. В 1957-ом отправили в первый круиз.

Сейчас вы читаете новость «"Адмирал Нахимов" пошел на дно за четыре километра от берега». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

5

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть