Ексклюзивы
пятница, 30 апреля 2010 02:17

"А кто Львова не шануи, най нас в задницу поцилюи"

"Самым ярким представителем человеческой фауны Львова является дитя улицы, известное во всем цивилизованном и нецивилизованном мире под мадьярским названием "батяр", — описывал довоенный Львов писатель Юзеф Витлин.

В середине XIX в. в цесарьско-королевский город Львов съезжались урядники со всей многонациональной Австрийской империи. Какой-то полицай-венгр, когда догонял хулиганов, кричал:

— Батяр!

По-венгерски — это бродяга, хулиган, распутник. Слово быстро укоренилось в польско-украинско-еврейском триязычии тогдашних львовян.

Самым известным львовским батяром начала прошлого века считают Юзефа Мариновского. Была даже целая "Баллада о Йозьке Мариноске". Воспевала, как он дезертировал из войска ради того, чтобы выпить пива в своем любимом шинке "Под Цапком" на ул. Городоцкой. 25-летний батяр умер в 1908-ом в "бригидках" — тюрьме, которая расположилась в бывших кельях монастыря Святой Бригиты.

Львовский пролетариат заселял преимущественно пригород — Замарстинов, Кульпарков, Байки. "На Клепарове аж гудело от типов, которые с удовольствием портили свидание влюбленным парам, пугали уважаемого гражданина, насмехались над полицией, — вспоминал писатель Лев Кальтенберг. — Если же не было других развлечений, пели о нелюбимом владельце магазина. Эти вечерние серенады всегда исполнялись до слез лирически и невероятно фальшиво, часто завершались дракой. Это собственно и был апогей жизненной программы батяра, еще раз свидетельствовавший о его ловкости, мужестве и чудачестве".

Сердцем батярства был Лычаков — восточная окраина города. Местные считали себя чуть ли не отдельной от львовян расой — высшей. Жителям среднего города вечером лучше было не попадать в здешние края. В лучшем случае все обошлось бы подбитым глазом и отобранным кошельком.

Но "общельвовский" патриотизм у батяров тоже был. Ведь среди них родились:

А хто Львова не шануї,

Най нас в дупу поцілюї.

Самых дерзких лычаковских хулиганов величали "королями". Первым известным был каменщик Куба Пельц. Среднего роста, мелкого телосложения, спокойного нрава. Но чуть выпив, становился другим человеком: кричал, как раненный лев, и трощил все, что попадало под руку. Самый большой подвиг совершил в 1848-ом. Тогда, после забавы в корчме "Бабський корінь", бросил в колодец вниз головой девять несимпатичных ему жолнеров.

Впрочем, львовский батяр не обязательно должен был быть из городских низов. "Батяры рождались также во дворцах патрициев, а иногда и в благородных дворах, — писал Юзеф Витлин. — Не один из них позже заседал в венском парламенте или ходил в профессорских одеяниях, звеня ректорской цепочкой вместо кандалов".

Свободное время батяры просиживали в шинках. Благодаря балладам легендарными стали заведения Бомбаха и Циммермана. Теофил Берлинский и Томаш Ивановский из Лычакова любили посреди забавы в шинке начать драку. Лупили кулаками во все стороны, и как только в побоище вливались все присутствующие, учтиво кланялись друг другу и уходили.

Польский сенатор межвоенных лет Николай Бачинский, родом из Львова, любил пересказывать такую историю. Как-то в трактир Бомбаха забежала группа студентов — желали пополнить свои знания местного фольклора. Самый дерзкий сразу умостился возле женщины, которая сидела возле шинкваса. И скомандовал трактирщику:

— Два большие пива! Для паненки и для меня!

Но не успели перед ним появиться кружки, как рядом вырос здоровяк с гальбою-кружкой из дутого чешского стекла.

— Ды ты моей кубите пиво ставишь!

Через мгновение его гальба приземлилась на голове у студента.

— Стекло лопалось, как мильный пузырь, в руке батяра осталось лишь ухо от кружки. А горемычного собирателя фольклора забрала служба спасения, — завершал рассказ Бачинский.

Потом снимал фуражку и расправлял волосы — под ними было несколько рядов швов.




Цюпцятися — заниматься сексом


У батяров был свой "балак" — жаргон. Была это смесь украинского, польского, немецкого и еврейского языков. То есть тех, на которых общались во Львове. Хватало вкраплений из венгерского, английского и даже латыни. Из сугубо батярских новообразований было, например, "пойти к господину Эдзю — то есть в туалет. Пошло от имени владельца кафе "Атляс" Эдуарда Тарлерского, который первый во Львове открыл в своем заведении платный туалет. Нормой среди батяров считалось перекручивать собственные названия, вставлять "у" вместо "о" или "и" вместо "е". Много слов той "львовской гвари" до сих пор употребляют в городе:

бровар— пиво

виц — шутка, анекдот

галабурда — авантюра

геца — шутка

дзигар — сигарета

кацап — дурак

кубита — женщина

мантилепа — неряшливая женщина

ныкать — искать

пацалиха — забава

реформы — длинные теплые трусы

смага — водка

туман висимнайцетийтупак

хирити — пить водку

цюпцятися — заниматься сексом

шнобель — нос

юхтить — красть

яндрус — хулиган

Львовский батяр играл в киевском "Динамо"

Александр Скоцень в межвоенные годы играл за футбольную команду "Украина". В своих воспоминаниях описывает одну встречу с батярами. Как-то вечером вместе с родителями завернули в глухую улицу Львова.

"Мгновенно обскочили нас четыре типа так называемых небесных птичек, или же батяров, которые "не сеют, не пашут, а собирают." Один из них гаркнул:

— Отдавайте все драгоценное, что у вас есть. Если нет — то вам макитры поразбиваем.

Моя мать умелая не впадала в панику. Подошла к одному из них, подняла его фуражку и молвила:

— Ой, пане Бартолетти, як ся маєте? Как поживаете? Вчера я имела возможность говорить с вашим отцом. И ли он вам передал что-то для нас?

Батяр побледнел, стушевался, сам не знает, на какую ногу ступить. Едва слышно сказал:

— Как это вы, панство, можете в столь позднюю пору здесь ходить? Ведь всякие люди здесь переходят, можно натолкнуться на беду. Мы вас только хотели испугать... Мы вас проведем, — уже совсем смирно предложил Бартолетти.

— Покорнейше благодарим, мы пойдем сами".

С началом Второй мировой Скоцень играл в московском и киевском "Динамо", впоследствии перешел во французскую "Ниццу". За ним закрепилось прозвище "батяр". А книга его воспоминаний, переизданная в 1990-ом в Киеве, называется "Львовский батяр в киевском "Динамо".

Сейчас вы читаете новость «"А кто Львова не шануи, най нас в задницу поцилюи"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть