В декабре 1253 года посланец Папы Римского Иннокентия IV аббат Опизо прибыл в Дорогочин над Бугом — город на западной окраине Галицко-Волынского княжества. По дороге аббат обнародовал папскую буллу, которая призывала властителей Чехии, Моравии, Сербии, Поморья и Пруссии к крестовому походу под предводительством князя Даниила Галицкого против монголов.
Опизо привез Даниилу королевские атрибуты: корону, скипетр и державу. В течение предыдущих пяти лет Даниил дважды отказывался короноваться. В первый раз — из-за того, что посольство с короной застало его не в Галицко-Волынском государстве — он тогда как раз прибыл в Краков. Во второй раз — из-за того, что папа послал корону, не объявив крестовый поход против монголов.
— Что мне венец, когда татары лютуют! — возмутился тогда.
В третий раз Даниил сначала тоже отказывался, но в конечном итоге уступил по просьбе своей матери княгини Анны и польских князей Сомовита и Болеслав Стеснительного — его союзников в только что начатом походе на ятвягов. Коронация состоялась в двадцатых числах декабря в дорогочинском храме Пресвятой Богородицы.
Даниилу уже было 52 года. Его государство простиралось от Буга до Днепра и было чуть ли не самым большим в Европе. По смерти австрийско-штырского герцога Фридриха II претенденты на его наследство собрались в городе Пожг, нынче — словацкая столица Братислава. Среди властителей Центральной Европы был и галицко-волынский князь, сын которого Роман был женат на дочери покойного герцога Гертруде. "Сам же Даниил ехал сбоку от короля, по обычаю русскому, — поведал летописец, — а конь под ним был чуду подобен, и седло позолоченное, и стрелы и сабля золотом и другими украшениями украшены, прямо чудо, а жупан из золототканого едваба греческого и широким золотым кружевом обшит, и сапоги зеленые козловые, обшитые золотом".
В Средневековье считали, что сын князя был князем с рождения, вместо этого королем его должен признать Папа Римский. Поэтому, получив от него корону, галицко-волынский правитель становился полноправным европейским монархом.
По тогдашним обычаям, король не мог быть ничьим вассалом, а в случае нападения на его государство другие короли должны оказать ему военную помощь. Именно в ней и нуждался Даниил в обороне от монголов.
Впервые он столкнулся с ними 22-летним — в битве на Калке, где был ранен в грудь. А в конце 1245 года, не имея сил для войны со степняками, Даниил вынужден был поехать в столицу Золотой Орды город Сарай за ярлыком на княжение, кланяться хану Батыю и пить кумыс в его шатре. Даниил Галицкий получил статус ханского вассала: он не должен платить Орде дань, только вынужден высылать свое войско для монгольских походов.
Вернувшись из Сарая, Даниил начал переписку с папой Инокентием IV об организации крестового похода против монголов. Папа послал ему семь посланий. В них титулует его "светлейшим королем Руси", предлагает свою опеку, общую борьбу против монголов и воссоединение Киевской митрополии с Римской церковью.
На переговоры с папой князь отправляет в Лион посольство во главе с игуменом Григорием. По их завершении Инокентий IV опять высылает Даниилу несколько писем. Признает его законным правителем Руси, а впоследствии издает и упомянутую буллу о крестовом походе против монголов.
Однако после коронации Даниила Галицкого властители Центральной Европы не поддержали его в борьбе с монголами. Они надеялись, что орда не дойдет к их государствам. Даниил Галицкий воюет самостоятельно. Перестраивает замки и крепости, реорганизовывает свое войско, по западноевропейскому образцу одев тяжелую конницу в латы. Несмотря на поражения, он смог отстоять свое государство. Летописец называет его то королем, то князем: "Сей же король Даниил был князем добрым, храбрым и мудрым, который построил города многие, и церкви поставил, и украсил их разнными украшениями".
Королевский титул носили потомки Даниила
Корону Даниила носили и некоторые его потомки, поэтому в течение столетия после его смерти правителей Галицко-Волынского государства соседи называли "королями Руси".
Внук Даниила Юрий I Львович — "король Руси, князь Волыни" — на своей печати был изображен на троне, увенчан короной и со скипетром в правой руке. По кругу шла надпись на латыни: "Печать властителя Георгия, короля Руси". Его сыновья Андрей и Лев королевский титул не унаследовали. Они совместно правили Галицко-Волынским государством. Лев титуловался "duх Galiciae" — "князь Галичины", а Андрей — "duх Ladimirae" — "князь Лодомерии" (Владимирщины) — по названию города Владимир, тогдашней столицей Волыни.
Внук короля Юрия I, сын мазовецкого князя Тройдена II Болеслав родился в Польше и был крещен в католической вере, но взрослым перешел на православие и принял имя Юрий. Приглашен волынскими боярами на княжение, он правил Галицко-Волынским государством на протяжении 16 лет, именуясь "королем Малой Руси". Боярская оппозиция закидывала Юрию-Болеславу заискивание перед мещанами, покровительство переселенцам с немецких и чешских городов и попустительство католической церкви. В итоге бояре-заговорщики отравили короля Юрия II во Владимире.
Через две недели после его смерти польский король Казимир III Великий захватил Львов, однако из-за сопротивления горожан не смог его удержать. Отступая из города, Казимир вывез сокровищницу с атрибутами королей Руси. В частности, две диадемы и два золотых креста, а также королевский престол, украшенный золотом и ценными камнями. Через девять лет Казимир окончательно присоединил Галичину к Польскому королевству. Но еще на протяжении века Русское Королевство сохраняло автономный статус. Его жители судились по своему "русскому праву", во Львове чеканили собственную монету — серебряный "львовский квартник" (полгроша) с изображением льва — герба Галичины — и надписью на латыни "монета русская".
Из галицкой короны сделали епископскую митру
После первого разделения Польши в 1772 году к Австрийской империи отошли воеводства Русское и части Волынского и Подольского. На этих землях венское правительство образовало коронный край с центром во Львове. Новая провинция империи, которая якобы была продолжением государства Даниила Галицкого, получила название Королевство Галичины и Лодомерии.
Корона Даниила до Первой мировой войны хранилась в греко-католическом кафедральном соборе Святого Иоанна Крестителя в Перемышле и из нее была сделана митра местного епископа. Отступая, в 1915-ом российская армия вывезла ее оттуда в Москву. В 1922-ом благодаря усилиям украинского каноника Гриника и вмешательству Лиги Наций корону вернули в Перемышль. С началом Второй мировой войны епископ Перемышльский Йосафат Коциловский распорядился снять с митры золото и бриллианты и закопать их в подвале епископского дома. Можно только гадать, где сейчас сама корона Даниила Галицкого — в Варшаве, Москве, Ватиканеи или США.
Комментарии
4