1 июня в Голосеевском районном суде Киева состоялось рассмотрение иска бывшего артиста оркестра Национального театра оперы и балета им. Тараса Шевченко Константина Цепкова против театра. Заседание продолжалось четыре часа. Артист требует признать неправомерным решение о прекращении с ним трудовых отношений. И возместить ему 65 тыс 213 грн за время вынужденного простоя в течение 98 дней с момента увольнения. А также 10 тыс грн морального ущерба.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "В Нацопере сохранили работу те, кого можно шантажировать" - Вячеслав Дедковський
Константина Цепкова и еще 15 работников театра уволили 24 февраля - на следующий день после вступления в силу закона о контрактной формы работы для работников культуры. Так как они отказались подписать предложенные руководством формы контрактов. Срок действия трудовых договоров составил 16 месяцев. По закону возможный срок действия контракта - от одного до трех лет.
"Почему представитель театра говорит, что срок работы по контракту не должен согласовываться с работником? По Трудовому кодексу контракт - это соглашение двух сторон. И руководство не может выбирать, какие пункты согласовывать, а какие - нет. Константин Цепков как сторона-подписант договора имеет право отстаивать возможность трудоустройства на максимально допустимый законом срок - три года.
А также изменение других пунктов, которые ухудшали его условия труда. Для этого он трижды подавал свои формы контракта на подписание руководству. Ни одна из которых принята не была. Мы до сих пор не получили разъяснений о том, почему они не устроили администрацию, хотя были выработаны в рамках закона", - чуть слышно говорит адвокат артиста Василий Коваль. После длительного заседания он почти полностью потерял голос.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Артисты Днепропетровщины пикетировали облсовет
"О том, что бессрочной формы работы больше не будет существовать, а вместо нее буду работать на контрактной форме, мне сообщили 15 декабря 2016 приказом "Об изменении существенных условий труда". Ответил, что не могу соглашаться на подписание контракта, условия которого театр еще не определил. Тогда существовала только типовая форма, разработанная Министерством культуры, с которой я ознакомился, - рассказывает Константин Цепков. - Позже в трудовом соглашении с добавленными администрацией театра пунктами увидел существенное ухудшение условий труда.
В частности, до этого я работал на должности артиста симфонического оркестра, теперь к моим трудовым функциям добавили еще работу в качестве артиста сценического оркестра. Также контракт предусматривал обязанность по требованию руководства театра сыграть партию любого спектакля. Это невозможно без репетиций. Еще установили фиксированную сумму зарплаты, без учета инфляционных процессов в государстве. И без надбавок за выслугу.
С октября этого года мой трудовой стаж в должности артиста оркестра первой категории будет составлять уже 10 лет. За это законом предусмотрена надбавка к зарплате в 20 процентов. Также не мог согласиться с пунктами о сроке отпуска, который без объяснения был сокращен из максимальных 56 до 31 календарного дня.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Против руководства Нацоперы открыли уголовное производство
Руководство сняло с себя ответственность за своевременную выплату зарплат в полном объеме. И указало, что в случае разглашения артистом конфиденциальной информации о театре, работника ждет увольнение. Критерии этих сведений не назвали, что означает, что меня могут уволить за любое слово, которое не понравится администрации. И главное - не мог согласиться на предложенный срок работы в 16 месяцев. Ведь по закону мог претендовать на максимальный срок", - добавил Цепков. Его жену - артистку оркестра Нацоперы Ирину Загорну также уволили. В последний день перед вступлением в силу закона 22 февраля в ходе оперы "Кармен" музыкантка обратилась со сцены театра к зрителям с тем, чтобы они поддержали работников культуры, которых по закону о контрактной форме работы заставляют работать в "унизительных условиях". Супруги имеют троих детей. Все они учатся в музыкальных школах. 16-летняя Маша учится игре на фортепиано, 14-летняя София - на скрипке, а 18-летний Алексей - на гитаре.
"Полностью отрицаем возможность взыскания с театра заработной платы Константина Цепкова за 98 дней простоя артиста и денежной компенсации морального ущерба. Администрация сделала все, чтобы вовремя сообщить истцу предусмотренные законом последствия не подписания контракта. А также условия трудового соглашения.
Руководство вело переписку с артистом, пыталось договориться о форме контракта. Требования в ключевых пунктах нам удалось выполнить. Претензии по остальным считаем несущественными", - говорит юрист театра Анастасия Галич.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Под похоронный марш простились с украинской культурой
Для принятия решения суда в этот раз не хватило доказательств, которое на следующее заседание 20 июля должен предоставить представитель театра. Это выдержка из коллективного договора в части об отпуске, копия штатного расписания и должностной инструкции Константина Цепкова и копия приказа об утверждении последнего варианта контракта.
Работники пяти театральных и музыкальных столичных коллективов вышли на акцию протеста под Верховной Радой против закона о контрактной форме работы для работников культуры. На плакатах написано — "Верните артистам Конституцию", "Защитите людей и культуру" и "955-VIІI - произвол в законе!". Требуют от парламентариев пересмотреть закон.
Комментарии