В Черноморске в Одесской области в третий раз прошел Koktebel Jazz Festival. В город мероприятие переехало из Затоки, Белгород-Днестровского района. Поиски нового места проведения фестиваля начались еще в 2014-м после российской аннексии Крыма.
Как влияет на Черноморск появление большого международного фестиваля - в репортаже Gazeta.ua
В Черноморск из Одессы 29 км. автодорогами. До 2016 года город назывался Ильичевск. Градообразующие предприятия - это Ильичевский судоремонтный завод и порт. Отсюда ходят паромы до болгарской Варны, грузинских Поти и Батуми, регулярные пассажирские морские рейсы в Стамбул, Турция. Население Черноморская почти 60 тыс. человек. В курортный сезон приезжает более 180 тыс. туристов.
На одесском железнодорожном вокзале стоит очень загорелая женщина в синем платье, черных очках и длинных серьгах из бисера. Держит табличку с надписью "Затока, Черноморск, Каралино-Бугаз". Громко кричит точки маршрута. К ней подходит две девушки. Проводит их до белого микроавтобуса. Стоимость проезда в Черноморск называет водитель - 100 гривен. Внутри автобуса нечем дышать. Маршрутка набирает пассажиров полтора часа, но так и не отправляется. Не набралось нужное количество людей.
За углом каждые 15-20 минут отправляется маршрутка № 25 до Чорномоська за 20 гривен. Ей добираются местные. Рядом с пожилой женщиной с двумя пустыми корзинами дремлет мужчина лет 40. На ямах автобус подбрасывает и он просыпается.
"Чем я пахну?" - спрашивает.
"Женскими духами. А чем должны?" - отвечаю.
"Жена унюхает, буду спать на пляже. Вот чего вам, бабам так нужно пахтиться? Три раза мылся, а все равно ее запах чувствую. Даже немного бензином обтерся. Может отобьет", - жалуется мужчина, - "Сказал, что на работе, а сам поехал к любовнице. Поверила. Я в Одессе водителем работаю, а это слава богу, 30 км. Так просто не проверить. И нормально зарабатываю, 6 тысяч в сравнении с минималкой, шо была дома, это деньги. Жена еще и благодарна должна быть, это же Ирка меня туда и устроила.
Услышав наш разговор, бабка кривится. Плюет и пристраивается на другом сиденье.
"Жена унюхает, буду спать на пляже.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рояль у моря и атмосфера счастья: 5 особенностей Koktebel Jazz Festival-2018
Автобус останавливается в 300 метрах от базы "Чайка". На ее территории и проходит фестиваль. База давно не действующая. От городского пляжа отделена железной решеткой. На территории расположен основной корпус - типичное советское здание, и отдельные сборно-щитовые домики. Из металлических балок и заборов шелушится голубая краска. Деревянные перекрытия беседок потрепанные, иногда отсутствуют.
"База принадлежит государственному предприятию Черноморский торговый порт", - говорит основатель Koktebel Jazz Festival Лилия Млинарич. На ней красная футболка с надписью "президент". Проверяет работу волонтеров у входа.
"Когда заходишь на территорию фестиваля чувствуешь флер разрухи. Может это и романтично, но не очень удобно для организации. Мы платим за аренду и все услуги. Никакой финансовой помощи здесь нам не предлагают. Поэтому естественно, что бесплатных билетов жителям города мы не даем. За три года от Черноморска нам выделили 76 тысяч гривен. В то время, когда один такое мероприятие стоит 6 миллионов гривен. Настраиваем диалог с местными путем специальных мероприятий. На открытой сцене у моря можно поплавать и послушать музыку. Дети и пенсионеры могут посещать фестиваль бесплатно".
Мужчина в красных шортах хватает за руку волонтера, что нагнулся убрать разнесеные ветром рекламные брошюры.
"Слышите, передайте главному, чтоб поставили рукомойники возле фудкорта. Как же есть грязным руками? И душ чтоб поставили" - командует.
"Душ есть на территории палаточного городка", - отвечает парень.
Когда заходишь на территорию фестиваля чувствуешь флер разрухи
"Это только для его жителей. А мне нужно через полгорода домой ехать, чтоб сполоснуться после моря. Передайте там, не забудьте. Серега, стой, я с тобой", - бежит за другом, что поехал на моноколесе.
Такие средства передвижения сдают в аренду в парке рядом. Еще у предпринимателей есть гироскутеры и електосамокаты. Вего 9 единиц техники. 10 минут на любом транспорте будет стоить 50 гривен. Услышав вопрос о количестве клиентов, среднему доходе в день, седой мужчина отмалчивается.
"Я другу помогаю. Отстаньте", - хватает за плечо парня, что учит клиента ездить. Что-то шепчет на ухо и уходит в глубь парка. Два раза оборачивается назад.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как жить после аннексии: президент крымского фестиваля рассказала о вынужденном переезде
На дереве напротив парка прибита табличка "Сегодня мест нет". Двери хостела дергает молодая пара.
"Четыре дня назад на ОLX нашли хозяйку, что сдает комнаты. Попросила у Вайбере пддтвердиты бронь. С двух людей хотела триста гривен. От моря - 4 километра. Мы приехали. Хозяйки дома нет, а в нашей комнате уже живут какие-то ребята. С моего телефона на звонки не отвечает. Тогда позвонили с телефона одного из ее клиентов. Сказала "Простите, так бывает. Оставьте территорию". Пошли в парк, нашли риэлторов. Те сказали, что 1300 будет стоить одна ночь. Это минимальная цена. Таких денег с собой мы не имеем. Ищем, где заночевать", - говорит контент-менеджер 38-летний Дмитрий Сербенюк из Киева.
"На "Джаз Коктебель" приехали впервые. Взяли билет только на один день, где крутые хедлайнеры. Хотим услышать Morcheeba и Мартинту Топли-Бёрд. Обычно ездим на фестивали за границу - Бельгию, Испанию и Польшу. Там крутой уровень организации, но у нас люди приятнее. Рядом с риэлторами стояла бабушка. Говорила, что маленькая пенсия и так пытается немного заработать. Сказала, что ей нас жалко. Оббегала весь район, чтобы нам что-то найти. Но у нее ничего не получилось. Мы пошли вдоль улицы и у прохожей спросили, не знает кого-то из свободной квартирой. Женщина начала опрашивать соседей. При том, что тянула большой арбуз. В Киеве такое трудно представить, что ты обратился к прохожему, а он тебе просто так помог. Но в конце-концов мы все равно ничего не нашли", - рассказывает жена Дмитрия - Алиса.
С хостела выходит мужчина в кепке, очках и белых кроссовках. Супруги спрашивают, не знает ли он владельца.
"Владелец я", - говорит, - "Но из доступного у нас только радушие", - смеется.
В Киеве такое трудно представить, что ты обратился к прохожему, а он тебе просто так помог.
"Три года, как открылись", - говорит Александр Козяр, 46 лет, владелец хостела "Хорошо". - "Как раз за несколько месяцев до первого "Джаз Коктебеля" в Черноморске. До этого с женой ездили на фестиваль в Затоку два года, а еще раньше успели побыть в Коктебеле. Мы не знали, что он переедет. Городу просто повезло. Потому что на фестиваль приезжают молодые, стильные, современные люди. Таким мы всегда рады. Есть 20 коек. Но при необходимости можем разместить до 25 человек. Кладем на диване в холле. Одному парню из Харькова так у нас понравилось, что он на сезон устроился работать в местную кофейню. Специально под фестиваль цены не поднимаем. Минимальная стоимость в эти дни - 200 грн, так же, как и в течение сезона. В сентябре будет по 150. Но в следующем году на фестиваль все же планируем поднять стоимость. Поточу что велик ажиотаж. Многим пришлось отказать. Первые фестивальники забронировали места еще 23 марта. Таким клиентам отказать мы не можем. И цена для них вышла дешевле".
Пока говорим, Александра ждет жена. Раздает бесплатные купоны на кофе новоприбывшим жителям. Рядом бегают дети. Их в семье трое - две девочки и мальчик.
"Местные понимают, что благодаря фестивалю и его гостям, у нас все становится лучше", - продолжает Александр. - "По крайней мере я, так точно понимаю. У нас вдвое увеличилось количество лотков с фастфудами, открыли новые кафе. Люди переделывают квартиры в хостелы. Единственный минус - появилось много конкурентов. С каждым годом становится все больше людей, занимающихся малым бизнесом. Но нужно еще минимум два-три года, чтобы люди полностью включились".
Напротив хостела собирается группа людей. Их должны повезти на экскурсию на Ильичевский судоремонтный завод. Предприятие - один из спонсоров фестиваля. В день там работает около 700 специалистов. Если работы очень много, их количество может достигать 3 тыс. Узкопрофильных специалистов держать все время не выгодно. Средняя зарплата работника - 10 тыс. грн. Кто хочет больше - едет за границу. На предприятие больше всего не хватает токарей - всего два на весь завод.
Местные понимают, что благодаря фестивалю и его гостям, у нас все становится лучше
"У нас когда-то были не лучше времена", - говорит директор ИСРЗ Михаил Дудников, 46 лет. - "Тонули доки с пароходами. Когда в сети люди искали фото завода, им показывали плохие картинки. Но чем больше мы делаем хороших вещей, тем лучше нас видят. Когда человек сегодня начнет искать информацию, то найдет полные причалы и успешную работу, арт объекты, спонсорское участие в фестивале. Есть льготные условия. Достойные работники смогут посетить фестиваль бесплатно. Я и сам хожу. Понравилось, что не было смертельно пьяных, злых, социально не обеспеченных, потому напряженных, агрессивных. В полночь начал играть Олег Скрипка. 12-летняя дочь спросила, можно ли сбегать сфотаграфороватся. Пустил без вопросов, потому что не было причин переживать".
По городу расположено много супермаркетов местной сети "Копейка". Один из магазинов недалеко от территории фестиваля. Имеют собственное производство, готовую кухню. Котлету по-киевски продают за 19 грн 100 граммов, отбивные из курицы - по 15 грн. Отдельно продают упакованные обеды - гарнир и мясо. Их цена от 43-67 грн. Цены на алкоголь такие же, как и в Киеве.
Вечером на кассе собирается большая очередь. Женщина с сыном стоят за двумя парнями, которые громко смеются. В ее тележке молоко, хлеб, сыр, две шоколадки и киндер. Сверху лежит самолетик с пенопласта и длинная палка. Сын просит купить еще и мороженое.
"Отстань от меня. Тебе уже хватит. Сколько можно стоять? А, это же начался фестиваль. Снова понаехали. Когда уже домой посваливаете к чертовой матери", - говорит женщина. Молодые люди перестают смеяться, смотрят на нее и пропускают вперед. Так же поступают еще три человека из очереди.
Звоню, чтобы поговорить с мэром. В приемной говорят, что это невозможно. Глава города Валерий Хмелюк, решил, что лучше на вопрос ответит начальник отдела культуры. Но госпожа Юлия Кристанова на фестивале встретится не согласилась. У нее выходные. Только поговорить по телефону.
"Мы объездили с организаторами все побережье. На территории города такой площадки, чтобы их удовлетворила - не нашлось. Подошла база "Чайка". Это государственное предприятие, к городу не имеет никакого отношения", - сказала Юлия Кристанова.
А, это же начался фестиваль. Снова понаехали
"Мэр у власти с 1994 года. Был при всех правительствах. Живет по канонам советской системы. Совсем не понимает, что сейчас все на виду, как не таись. Вся его администрация тех самых консервативных взглядов. Для них фестиваль - сборище наркоманов и проституток. Что-то непонятное и чужое. В прошлом году из администрации набрали билетов и не пришли. Ни себе ни людям. Город нуждается в новых людях, которые мыслят иначе", - говорит местная жительница. Имени просит не указывать.
В парке начинаются танцы для пенсионеров. Женщины, которых еще никто не пригласил, сидят на скамейках. Услышав мой разговор дама с розовой помадой и в платье с мелкими цветочками, подходит вплотную.
"У нас мэр - во", - показывает большой палец. - "Мы за него еще голосовать пойдем".
"Ты что? Ему же 73 года", - перебивает подруга в накрахмаленной белой блузке и зеленой платочке.
"Ну и что? Молодой. Он еще поработает. С пенсионерами здоровается, нам обеды устраивает. В День Победы ветеранов собирает, столы накривает. Чем тебя не так ?", - садится на свое место.
Переспрашиваю, знают ли, что для пенсионеров вход на фестиваль бесплатный.
"Мы туда не ходим, но относимся к ним хорошо. Пусть приезжают",- рассказывает пенсионерка Людмила Копиньова. - "У нашего дома в отель заселились артисты. Мы им воды принесли, поговорили, вместе поели. Главное, не мусорят. Только заселяются, сразу о мусорке спрашивают. Многие из наших соседей квартиры сдают. За последние дни четыре пары рядом заселились. Я их даже не слышала. Выходят - здороваются. Те, что на дольше селятся - рассказываю порядки. Ежемесячно сдавать на лампочки, каждые 10 дней мыть полы в подъезде. У нас порядок. Хорошо, когда концерты. Недавно праздник вышиванки был - людей красивых до улицы Ленина. Все в вышиванках. Все с балкона видела. Сама не ходила - вышиванки нету. Потому что дорогие они, те вышиванки. Я из Одесской области. Живу здесь 60 лет. В октябре мне будет 79. Работала воспитательницей. Сейчас убираю двор. Старость пришла, а я все работаю. На море не ходим. Последний раз были, когда приморскую лестницу открывали, она почти ка Потемкинская в Одессе".
Все росло на наших глазах, потому и дорожим своим городом
"Я 43 года работала в порту, инвентарь выдавала", -подхватывает разговор ее подруга, -"Сама с белгородской области России. Когда приехала, здесь был маленький поселок. Стояли трехэтажные домики. Их строили на 20 лет, а они уже стоят 60 с небольшим. Такие хорошие квартиры - летом заходишь и кондиционер не надо. Это еще немцы строили. Все росло на наших глазах, потому и дорожим своим городом. Основа жизни города был порт. Он всех людей кормил. Когда денег не хватало, мэр у порта брал. Большинство людей там работало. А сейчас пришли новые хозяевам. Пол порта китайцы купили. Сказали, что наших рабочих не хотят. Поэтому люди за границу отправились - большинство в Европу".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Полуобнаженный Дорн и бедная такса: как прошел Koktebel Jazz Festival-2018
По улице Данченко идет музыкант Роман Коляда. Рядом мужчина с рюкзаком его в чем-то громко убеждает.
"Ну Киселев не скотина, а просто заложник ситуации. Винужден петь то, что ему говорят. Нельзя осуждать способ, которым человек на жизнь зарабатывает. Это чистое блядство, но он получает с этого доход", - говорит брюнет с одесским произношением.
"Я не разделяю это мнение", - отвечает Коляда. - "Если ты занимаешься блядством - ты блядь. Других вариантов не существует. Он с Лилией Млиначрич в начале вместе делал "Джаз Коктебель". Тогда работал на одном из украинских каналов. Затем аннексия. Дима сказал, что фестиваль его. Лиля с этим не согласилась. Торговая марка зарегистрирована на нее и ей важно сохранить этот фестиваль с первичным названием. Тогда он сделал свой, куда приглашал артистов, ссылаясь на этот. Теперь ежегодно проводит его почти в те же даты, что и настоящий "Джаз Коктебель"".
Если ты занимаешься блядством - ты блядь
Видно, что этот разговор музыканту не очень приятный. Быстро прощается и хочет уйти. Ловлю на несколько вопросов.
"С 2006 года не пропустил ни одного фестиваля. Черноморск неплохая локация. Счет 3: 2 по сравнению с Затокой, там фестиваль прошел всего два раза. В Черноморске три. Значит здесь есть достаточный минимум условий. Это отличный пляж, который научились подчинять своем задачам. Есть инфраструктура, чтобы поселить людей. Есть гостиницы, в Затоке этого слова даже не существует. Затока не захотела понять, что такое фестиваль. Не все гладко и в Черноморске в этом смысле. Не все из местных понимают, что за счастье упало им на голову, но процесс движется. Есть шансы, что взаимопонимание появится. Это сейчас я матерых пузатый музыкант, но я с этим фестивалем рос. Он открыл для меня море новой музыки. В этом году качественная Morcheeba, Inner Circle для тех кто любит регги. Этакие заряженные бомбы. За ними я каждый раз еду, чтобы у меня в середине произошло несколько взрывов, энергией которых я буду питаться следующий год. Несколько лет было, что говорил себе, что больше не хочу, достало. Потом читал список исполнителей и начинал готовить машину к поездке. Потому что не поехать - себя не понять", - говорит Роман Коляда. Оглядывается по сторонам, чтобы перейти дорогу и бежит на репетицию своего выступления.
В этом году Koktebel Jazz Festival посетило 35 тыс. человек.
24-26 августа в Крыму Россия проводит свой фестиваль - "Коктебель Джаз пати". Его организатор телеведущий Дмитрий Киселев.
Комментарии