Фильм "Военные каникулы" немецкого режиссера Морица Шульца одержал победу в конкурсе европейских документальных лент Одесского международного кинофестиваля. Рассказывает о смене в детском летнем лагере под Киевом, организованном батальоном "Азов". Снятый в 2018 году. В центре повествования подростки Аня и Никита. По разным причинам попали в лагеря. На фестивале Мориц Шульц рассказал о том, как снимал фильм и свое отношение к патриотическим лагерям.
Что вы пытались исследовать в ленте? Могут ли зрители понять правильно контекст событий?
- Тема политизирована, поэтому нет одной правильной позиции. Мы пытались правдиво показать лагерь "Азовец". Говорим не только об Украине. А о том, что случается в воюющей стране. И как некоторые группы в обществе начинают использовать контекст и событийный фон в собственных интересах. Думаю, лагерь "Азовец" можно было бы заменить на аналогичные в других странах. Подобные существуют в Польше, Германии. Функционируют в более подпольной форме. Наша тема универсальна - как эти группы преследуют свои интересы, сеют свои убеждения и верования среди детей. А также, почему милитаризм и патриотизм интересен для молодежи, привлекает внимание. То есть что происходит в таких лагерях, группах, обществе, которые из-за войны и других сложных обстоятельств сформировали такую субкультуру, что склоняется в правую сторону политического спектра.
Что вы узнали о современной Украине во время съемок?
- Я уже работал здесь. В 2016 году снимал в Чернобыльской зоне. И наткнулся на эту тему. Тогда революция была еще очень актуальной, а война - присутствовала в повседневном контексте. Это живой конфликт, который не служил фоном для основных событий, как сейчас. Я влюбился в Украину: настолько она живая, молодые люди активные, старшие пытаются придумать себе новый образ страны, переосмыслить политику, общественную жизнь, преодолеть коррупцию, отбросить постсоветские пережитки. Заметил, что в связи с войной и бедностью, люди дошли до состояния злости, были раздражены. Существовали такие голоса как батальон "Азов" и похожи группы, которые вдруг получили вес в обществе. К ним начали прислушиваться, потому что они воевали на фронте, защищали страну. Таким образом завоевали авторитет и присутствие на общественной арене.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В фильме "Номера" спрашиваем самих себя, стоит ли бороться с диктатурой - Сеитаблаев
Ранее вы работали телерепортером. Чем документалистика отличается от журналистики?
- В Германии сложились отдельные школы журналистского и документального кино. Первая пытается как можно шире показать контекст, назвать людей, которые играют важную роль в событиях с точки зрения финансирования. В документальном фильме мы пытаемся найти универсальное в специфическом. Этот фильм посвящен лагерю "Азовец", двум конкретным детям, их личным переживанием. Но через эту историю выходим на универсальный уровень. Речь идет про манипуляцию, подъем милитаризма, как определенная идеология может устанавливать свою власть над людьми в определенных исторических обстоятельствах, как мы можем стать ее жертвами. В фильме показываем, как детей учат высшей цели, как они становятся членами условной семьи.
Фильм посвящен лагерю "Азовец", двум конкретным детям, их личным переживанием.
Как вы выбирали главных героев и почему остановились на Ане, которую в лагере называют Жасмин, и Никите, по прозвищу Ястреб?
- С главными героями нам нужно было встретиться до, во время пребывания в лагере и после. И с самого начала я понял, что хочу работать именно с ними. Жасмин была заинтересована в том, что мы делали, открытой, очень сопереживала. В Ястребе мне поразило, что для своего возраста он очень взрослый, немного грустный, задумчивый и умный. Мне легко было общаться с их семьями, понять их чувства.
Как родители детей относятся к лагерю, ведь там есть оружие?
- Родители Ястреба поддерживают военный стиль обучения, который является физически сложным для ребенка. Отправили сына в кадетскую школу. Сам лагерь очень специфический, но военное образование для него не ново. Родители хотят, чтобы их сын был мужественный, смог преодолеть различные жизненные сложности. Я так понял, что в его семье напряженная ситуация. У родителей есть младшие дети, и на парня не хватает времени. Он получал меньше внимания, чем другие. В каком-то смысле чувствовал себя лишним. Ястреба часто отправляли к бабушке, в кадетскую школу.
Отец Жасмин - либеральный человек. Он не поддерживает милитаристическое образование. Но позволяет дочери принимать собственные решения. Не хочет указывать ей, что надо делать, а что нет. Жасмин узнала о лагере через своего брата, у которого была связь с батальоном Азов. Тогда она решила поехать. И это уже пятый раз пребывания в лагере.
Что вы лично думаете по такие лагеря?
- Если бы мне нужно было представить Германию в военной ситуации - такой лагерь у нас появился бы. Подобные заведения существуют в России, других странах, часто поддерживаются на государственном уровне. Трамп в США также поддерживает патриотическое воспитание молодежи. Идеологии разные, но методы и стратегии примерно одинаковы. Но лично я хотел бы, чтобы такие лагеря были запрещены, как в Германии. Дети в любом возрасте не должны получать образование, связанное с оружием. С точки зрения структуры идеологии, я не согласен с "Азовом".
Является ли ваш фильм критический?
- Да. Но в том смысле, что когда вы начинаете подробно рассматривать определенный феномен, ставите себе много вопросов. У меня есть определенное предубеждение относительно патриотизма и ультранационалистических взглядов. Однако люди, которые там работают, и дети, с которыми мы встречались, имеют широкий кругозор. Мы не хотели делать плохой имидж для этого лагеря. Однако должны думать, почему дети хотят ездить в такие места. Мне не кажется это естественным. Дети хотят играть, а не учить историю. Что их побуждает? Думаю, они чувствуют определенную принадлежность, Ястребу не хватало любви вне лагеря, поэтому ему там хорошо, он встречает людей, которые заботятся о нем. Мы пытались показать контекст этого лагеря, но не демонизировать тех, кто там работает.
Дети хотят играть, а не учить историю. Что их побуждает?
Смотрели работники "Азов" кино и как они относятся к изображению лагеря?
- Мы хотели показать героям фильм раньше, но из-за пандемии не имели такой возможности. Думаю, работники лагеря не обидятся. Они открыты, выкладывают контент в Инстаграм, транслируют онлайн свои "руханки". Наше изображение соответствует действительности. Уверен, что они узнают в нем свою жизнь
Какую реакцию фильм вызвал у украинских зрителей?
- Среди моих знакомых немало людей либеральных настроений. И их реакция преимущественно критическая: говорили, что это пропаганда, играю на руку россиянам, хочу показать Украину, как будто здесь все националисты. Опасно, что люди хотят игнорировать этот вопрос, не хотят слушать о таких вещах. Если говорить о российской пропаганде, ее задача более вредна - показать Украине очень радикально настроенной, где живут чуть ли не нацисты. Однако для молодой демократии важно не жить в замкнутом пространстве. С пропагандой надо соглашаться, но стоит анализировать собственную ситуацию и поведение. В частности, что существование подобных групп означает для Украины. Думаю, нужно проводить открытые дискуссии на эту тему.
100 фильмов из более чем 30 стран показали на 11-м Одесском международном кинофестивале. Официальную платформу мероприятия oiff.online посетили более 20 тысяч пользователей. Обсуждение с творческими группами и мастер-классы транслировались в Facebook и YouTube. Большинство кинематографистов подключались через видеосвязь.
Комментарии