Валентин ВАСЯНОВИЧ, режиссер, продюсер:
Для меня украинское кино - это кино, язык оригинала которого - украинский. Точка. Роман Балаян и Кира Муратова - не украинские, не русские, не армянские, а советские режиссеры, которые живут на территории Украины. Так случилось, что свои лучшие фильмы они сняли с СССР, они не собираются меняться, поэтому остаются продуктом того времени.
За деньги Минкульта режиссер может самовыразиться, понять - способен он снимать или нет. Государственное финансирование во всем мире поддерживает художественные, творческие проекты, а не бизнесовые. Украина сейчас пытается воплотить в себе европейскую модель, французскую, польскую. Председатель Госкино Екатерина Копылова внедрила конкурс проектов - пичингов, и я считаю это фантастическим прорывом.
В Польше еще пять лет назад на рынке было 95 процентов американских фильмов, а другая часть распределялась между Европой, Польшей и другими государствами. На сегодняшний день поляки выпускают ежегодно 30 полнометражных лент за счет госбюджета. Они этого добились внедрением политики государственной поддержки - это раз, рассмотрением на конкурсной основе проектов молодых режиссеров - это во-вторых, и в-третьих - направлением полтора процента от проката зарубежных фильмов в фонд национального кино. Почти каждый третий фильм, демонстрирующийся в польских кинотеатрах, - местного производства. И именно они, как правило, бывают самыми кассовыми.
Нам тоже надо приучать зрителя к украинскому кино. Нужно сделать его популярным, а не так, как сейчас - на всех телеканалах сплошные шоу, популяризирующие суржик. А суржик - это жлобство, т.е. украинским ассоциируется только со жлобством. С этим надо беспощадно бороться.
Если господин Приходько хочет получить какие-то государственные деньги, пусть приходит со своими проектами. Но не забывает, что государство не должно поддерживать сериалы, тем более - русскоязычные, где герои катаются на фоне киевских пейзажей на автомобилях с российскими номерами. Когда в Украину приезжал французский чиновник от кино, он рассказывал, что французы открыты к копродукции, это есть. Но деньги дадут на франкоязычную часть фильма, или на ту часть, которую делают французы. Мы должны делать так же. Никаких русскоязычных копродукций поддерживать нельзя. Это - плебейство, нужно иметь гордость. Если он делает все только ради денег, мне неприятна эта мысль.
Украина не разговаривает на одном языке со своим соседом. Так, Америка говорит на английском. Если Россия заговорит на украинском, мы воспримем ее как потенциальный рынок для наших фильмов.
Еще один расхожий тезис всех продюсеров: мол, давайте вы, молодые режиссеры, поснимайте сериалы, теле-муви, научитесь, а потом возьметесь за нормальное кино. Это - тотальная ложь. Если человек со светлой головой приходит и получает первый опыт работы в сериале, на нем можно ставить крест, он уже кино никогда не снимет. Это не я придумал, а популярный российский продюсер Сергей Сельянов. Я это его мнение поддерживаю - это как девственность потерять. Если пошел на панель, то и просидишь там всю жизнь. А если первый опыт получишь в кино, то в кино и останешься.
Украинские телепродюсеры портят судьбы молодым людям, вешая им лапшу на уши. На самом деле на сериалах ты научишься халтурить, снимая за день по двадцать минут. И уже думать по-другому, потому что кино - это совсем другое занятие. В нем каждое слово, каждое действие должны быть выставлены, взвешены.
Комментарии
7