Новая выставка 45-летнего художника Александра Ройтбурда "Автопортреты разных лет" открылась в столичной галерее "Цех". Стены внутри галереи специально неоштукатурены. Картины свисают с вентиляционной трубы. Гостям в пластиковые стаканы наливают белое шардонэ и красное саперави. Александр Ройтбурд — в темно-синих бермудах, черной футболке и шлепанцах. В левом ухе — сережка, на шее — мобилка "Нокиа". Александр родился в Одессе, два года жил в Нью-Йорке. С 2002-го руководит галереей Марата Гельмана в Киеве.
Его обнимает молодая художница Жанна Кадырова из группы "Революционное экспериментальное пространство".
— У меня пока что один автопортрет, и тот нарисован маркером, — смеется она.
Ройтбурд выставил 12 собственных портретов 1984–2006 годов. Писал их специальной лопаткой — мастихином. На картинах он изобразил себя повешенным, обезглавленным, в образе усеченной головы Иоанна Предтечи на тарелке.
— Большинство портретов рисовал 31 декабря или 1 января, когда один год заканчивается, а другой начинается, — рассказывает "ГПУ" Ройтбурд. — Пишу утром, потом мою руки и сажусь за праздничный стол. Последний портрет писал 30 декабря 2005 года "в гордом одиночестве", — переходит на русский. — Вечером сел на поезд и уехал в Карпаты, — художник показывает картину, на которой изображен его обнаженный торс.
Автопортрет в виде головы Иоанна Крестителя написан в конце 2002-го. Художник подарил его историку Олегу Губарю.
— Олег научил меня гнать самогон, — смеется Ройтбурд. — Как-то он подарил мне икону "Усекновение головы Иоанна Предтечи". А взамен попросил мой автопортрет.
Работа с малахитовым фоном "Повешенный" 2001–2002 годов хранится в коллекции бизнесмена Андрея Березнякова.
— Сначала я покрасил в зеленый цвет волосы своей девушки. Мы с ней гуляли по ночному городу, встретили знакомого дизайнера. Он и посоветовал. Потом у нас был кризис в отношениях, я в отчаянии написал этот портрет. Моя девушка его увидела, и мы помирились.
У Пинчука 12 полотен Ройтбурда
К Ройтбурду подходит высокая стройная брюнетка в малахитовом платье. Дарит художнику букет красных и желтых гербер.
— Это она?
— Не скажу, — кокетничает Ройтбурд.
Разглядываю его футболку с вертикальными застроченными складками.
— Одеваюсь в негритянских магазинах в Нью-Йорке. Там у меня родители живут и 17-летняя дочь Бетти. В последний раз ездил к ним в апреле.
Художник Юрий Соломко с женой Ириной вручают Ройтбурду черный пакет. Александр достает из него икону "Благовещение".
— С меня бутылка, — говорит он. — Собираю народное искусство, — объясняет.
— Саша, у тебя столько автопортретов! Ты так себя любишь, — говорит женщина в черном льняном платье.
Через час после открытия приходят художник Илья Чичкан, 39 лет, с 26-летней подругой Машей и искусствовед Александр Соловьев, 53 года. Он подбирает полотна для зятя Кучмы Виктора Пинчука. Тот покупает картины для своего "Арт-центра", который откроется в середине сентября в столичном комплексе "Арена".
— В коллекции Пинчука есть 12 полотен Ройтбурда, — говорит Соловьев.
Выставку в галерее "Цех" (ул. Ильинская, 16) можно посетить до 23 июля ежедневно, кроме понедельника, с 13.00 до 19.00.
Комментарии