Антисобытие года — это певица Мария Яремчук, которая поддерживает Партию регионов, и Владимир Гришко, назвавший сцену антимайдана святой. Даже депутату-"регионалу" Таисии Повалий хватило ума убежать за границу на это время, — 43-летний писатель Андрей Кокотюха подытоживает год в украинской культуре.
Украинское кино ожило. Показ фильмов важнее их производства. В Украине до сих пор мало кинотеатров. Прокатчики бывает бойкотируют наши картины или ставят в неудобное время. Но ленты, которые получают государственное финансирование, наконец начали попадать на экраны. О возвращении этих средств еще рано говорить, потому что сборы более, чем скромные. Много вопросов есть к фильму Виктора Андриенко "Иван Сила". Но главное, что он нравится детям. Книга Александра Гавроша, по которой писали сценарий, слишком добрая. В ней нет конфликта, который должен быть в любом произведении, даже детском. Гарри Поттер или Бетмен на своем пути имеют больше препятствий, чем Иван Сила. Этот пришел, увидел и победил.
Лента Любомира Левицкого "Тени незабытых предков" не приспособлена к нашим реалиям, а является буквальным воссозданием Голливуда. Видим красивую иностранную картинку. Даже Черновицкий университет, где разворачиваются события, похож на Оксфорд. Левицкий не украинизирует Голливуд, а американизирует Украину. Абсолютно беспонтовый режиссер. Сам отмечает, что не претендует на создание шедевров или лидерство в фестивалях. Такого кино должно быть много. Малобюджетных ужастиков, как "Тени", в США выходит сотни в год.
В литературе 2013-го не было открытий. Однако много переизданий. Также первых-вторых прозаических книг молодежи — вчерашних поэтов. Выходило больше переводов европейской литературы. Благодаря этому на подъеме издательство "Темпора". Там появляется качественная массовая художественная проза. Она - основа любого книжного рынка. У них вышла книга Владислава Ивченко "Лучший сыщик империи на службе частного капитала". Тренд года — историческая литература, особенно о начале ХХ века или о советских временах. Мой роман "Красный" выдержал пять изданий, одно из них — на русском.
Состоялся бум антологий — "Жлобология", "Гопак" (сборник рассказов о гопниках. — "ГПУ"). Тема гопников очень популярна, о них даже снимают фильмы. Они ворвались в наше информационное пространство 18 мая вместе со спортсменом Вадимом Титушко. Благодаря ему открыли для себя неожиданных людей. Им по 22–23 года — ровесники независимости.
Из музыки постоянно на слуху "Океан Эльзы". Их новый альбом "Земля" — качественный, правильный, но в нем нет хитов, которые хочется подпевать. Группа в тренде еще и из-за гражданской позиции вокалиста Святослава Вакарчука. Раньше экспериментировали, а теперь идут в ногу с традиционным шоу-бизнесом западного образца. Даже средний класс, который не интересовался украинской музыкой, стал пищать от "океанов". Этот успех трудно объяснить. Так же и то, почему вдруг ночью 11 декабря, когда майдановцы оттеснили "Беркут", все изменилось раз и навсегда. Сбросили памятник Ленину — это стало ударом по мозгам. Большинство людей на Майдане — из тех регионов, где памятников Ильичу уже нет.
За месяц через Майдан прошли почти все украинские музыканты. Оказалось, что потенциал небольшой, потому что за три недели исчерпался. Группы выступают по второму кругу. Если отдать им все радиопространство, они не заполнят его своими песнями. Самое лучшее на Майдане — это революционная елка. Она не похожа на банальное жлобское дерево, а будто художественная инсталляция. Люди после 11 декабря окончательно поняли, что бояться не нужно. Майдан — это территория, где нет страха, а значит, есть развитие идей и творчества.
Комментарии
2