— Когда 18-летние сегодня говорят "Шева — крутой", это нормально. Главное, чтобы они при этом читали того Шеву. Понимали, — говорит писательница Оксана Забужко, 56 лет.
В киевском издательстве "Комора" вышла книжка "Шевченків міф України Оксани Забужко та його критики". Автор написал ее 20 лет назад. Это пятое переиздание исследования.
Писательница рассказала о гневной реакции на ее трактовку образа Кобзаря.
— Писали: "Нечего делать из Шевченко господина в шляпе", "А потом найдут какую-то шлендру из Москвы, которая снимет фильм, что Шевченко был внебрачным сыном Екатерины. Потому что не может же быть хохол такой умный", — продолжает Оксана Забужко.
— Многим поколениям шевченковедов в принципе не стукнуло в голову, что мужчина отсидел 10 лет. Его вырвали из жизни этим самым арестом. Запретили писать и рисовать. Действительно реальная тема для психологов, историков, для будущих биографов, которые этот момент проглядели. Потому что Шевченко блестяще с этим справился. После перерыва возвращается к живописи. И становится одним из лучших на то время европейских офортистов, получает академика гравюры. Возвращается к писанию. После ссылки это другой Шевченко, но суперклассный поэт. Что не вышло? Семья. 33-летним был выброшен и возвращается с фиксацией на тех годах. А ему уже 44. И все те его друзья бывшие с семьями. Ох, нужно жениться, хотя бы на сестре. Тусуется с молодежью, но они его отцом называют.
— Шевченко разный. Как и каждый талант, он многогранен. И его невозможно свести к какому-то одному прочтению, что делали в советские времена и продолжают по инерции, — говорит литературовед, глава Института книги Ростислав Семкив, 41 год. — Удобно сделать Шевченко каким-то одним — социалистом-демократом или революционером. Глубоко верующим православным или наоборот атеистом и борцом против религии. Это всегда обедняет фигуру. Даже эти несколько последних лет дали много разных ипостасей Шевченко. Только началась Революция достоинства, на стене Института литературы Шевченко нарисовали в бандане, Франко в оранжевой каске и Лесю Украинку в респираторе. Значит, эти канонические фигуры продолжают быть актуальными. Они являются чем-то важным для людей, которые отстаивают достоинство государства и рискуют жизнью.
В Каневе готовились к приезду Путина
— На 200-летие Тараса Шевченко Виктор Янукович убежал из страны, если считать юбилей по старому стилю. Случайная ли это была ситуация? — говорит министр культуры Евгений Нищук, 44 года. Был ведущим сцены Евромайдана. Пришел на презентацию книжки "Шевченків міф України Оксани Забужко та його критики" в киевском "Мыстецком Арсенале".
— В этом году на празднование Шевченковских дней посетил Черкасчину. Проезжаю Канев и смотрю — фантастическое здание, новое. И мне говорят: "Господин министр, это Дом культуры. Только не работает. Не запустили с 2014 года". Спрашиваю, что произошло. "Ну, там не введено, там еще что-то. А вы знаете, как его построили? Это на 200-летие Тараса Шевченко готовили приезд Путина". Не запротестовал ли Тарас против этого? Очевидно, так сильно, что и украинцы запротестовали.
Комментарии