— Как можно говорить о патриотизме и духовных ценностях, если ты под хмельком? Степан Бандера не употреблял спиртного. И мероприятие задумывали как безалкогольное — это наша принципиальная позиция, — говорит 30-летняя Марина Хромых, исполнительный директор фестиваля украинского духа "Бандерштат".
4–6 августа фестиваль "Бандерштат" состоялся в селе Рованцы под Луцком в одиннадцатый раз.
— Пустите бандеровцев домой, — говорит киевлянин Павел. Стоит с еще несколькими десятками людей в очереди к палатке с билетами. Парню надевают браслет-пропуск. Он идет к охране, которая проверяет рюкзак на наличие спиртного. — Та ну, пацаны, это же компот! Если хочешь, попробуй, — говорит Павел охраннику.
Тот открывает бутылку и нюхает содержимое.
— Если бы я все пил, то меня бы отсюда уже вынесли под руки, — говорит охранник. — Все хорошо, можете проходить.
— Ну, я же вам говорил. Вы тут даром стоите. Все алкаши утонут на вашем понтонном мосту через реку Стыр. Там только трезвый пройти может, и то не каждый, — добавляет Павел.
— Спасибо, что вы трезвы и не копаете янтарь, — говорит слушателям вокалистка группы "Крошка" 36-летняя Александра Кольцова. Артистка впервые на "Бандерштате", выступает на тихой музыкальной сцене. Обмахивается веером.
— В церкви столько бы не выстояли, как на концерте, — комментирует ее выступление девушка в красном вышитом платье.
— А мне не нравится. Спокойно, будто колыбельные поет, — добавляет ее подруга, на вид 30 лет. Посматривает в сторону главной сцены, где выступают "Антитела".
— В Украине легко стать звездой — достаточно удачно выступить на телевизионном талант-шоу, — говорит Александра Кольцова. — Мы молодая страна, это не США, где все сферы давно разделены. Нужно, чтобы у нас тоже была заполнена ниша, даже плохой музыки. Украинский шансон тоже должен существовать. Поэтому хорошо, что есть Олег Винник. Он — молодец. Верю, этот артист много над собой работал, чтобы поклонницы получали удовольствие на его концертах.
Лидер луцкой регги-группы "Флайzzzа" Андрей Тимчук обнимается с постоянной ведущей фестиваля Викторией Жуковской. Рассказывает, к выступлению на "Бандерштате" готовился полгода.
— Украинское музыкальное пространство немного испортилось за последние несколько лет. Появилось много русскоязычных исполнителей. Стало меньше в эфире музыкантов с содержательными украинскими текстами — "Тартак" или ТНМК, — говорит Тимчук. — А Олег Винник — это же певец-парадокс. Его вроде и не показывали по телевизору, а все равно собирает стадионы. Люди, которые ходят на его концерты, сильно подвисали на российской музыке, что в девяностых господствовала в Украине. Сыграл на ностальгии по эстраде позднего СССР.
Тема нынешнего "Бандерштата": "Украина — страна возможностей".
— Терпеть не могу, когда меня сравнивают со Стивеном Кингом. Я не его фанат. Стилистически разве что хотел бы быть похожим на британца Эндрю Миллера. Его дважды номинировали на Букеровскую премию, — говорит писатель 33-летний Максим Кидрук. Его слушают почти 300 людей. Многие слушатели разлеглись на земле в тени. На улице +32°C. — Из украинских авторов пытаюсь читать всех. Наибольшее впечатление на мировоззрение когда-то произвел роман Любка Дереша "Поклонение ящерице". Прочитал его в 11-м классе. Был в шоке, что мой одногодок написал такую книжку. Тогда понял, писателем стать реально.
На гутирковой сцене "Бандерштата" выступает командир медицинского батальона "Госпитальеры", начальник Медицинского управления и реабилитации бойцов Украинской Добровольческой Армии Яна Зинкевич, 22 года. Она имеет светло-фиолетовые короткие волосы. Прикована к инвалидной коляске. Делится с участниками фестиваля своей историей. С 2014 года она спасла на передовой более 200 раненых украинских воинов. В 2015-м попала в автокатастрофу.
— Я на коляске езжу в горы, то есть пытаюсь жить полноценно. Имею дочь Богдану, 9 месяцев. Я во время беременности даже не покидала базу. За моей жизнью следят много ветеранов АТО. И мой пример вдохновляет их, — рассказывает Зинкевич.
— Уже 11 лет фестивалю, а я каждый раз волнуюсь и не сплю. Мечтаю наконец нормально затусить на "Бандерштате", — говорит писательница и куратор литературной сцены фестиваля 28-летняя Анна Луцюк. — В этом году на литсцене Артем Чех с презентацией книжки "Точка нуль". Он 10 месяцев воевал на Донбассе. Написал книжку-дневник. Подает много деталей, запахов, звуков из фронта. Артем — искренний, без пафоса. Пишет, что нет никакой военной романтики. Это грязь, иногда странные приказы и тяжелый быт солдат. Служил в период относительного затишья. Но постоянное ожидание, напряжение, жара еще больше истощают.
1000 грн заплатили народные мастера, чтобы продавать свою продукцию на фестивале. Здесь торгуют национальной одеждой, глиняной посудой, сережками, книжками.
— Это то же, что купить два билета за вход. Пока почти ничего не продал. Рядом со мной вчера стояли девушки с мылом. Решили не париться на солнце и свалили. Люди потратились, чтобы зайти на территорию. А еще есть что-то нужно три дня. Поэтому остаются деньги разве на какой-то небольшой сувенир. У меня есть солонки по 20 гривен, а дороже всего — тарелка за 300. Чтобы сделать такую, должен потратить два дня. Сначала делаю, сушу. Потом выжигаю в печи, разрисовываю и еще раз выжигаю. Это длительный процесс, — говорит гончар Сергей, 33 года. — В Луцке народ жалуется, фестиваль стал попсовым. Можно подтянуть сюда больше арт-объектов. Культура — это не только музыка. Нужно делать уникальное мероприятие, а не еще один среднестатистический фестиваль на карте Украины.
За три дня "Бандерштат" посетили почти 12 тыс. людей.
Комментарии