В пятницу в Москве раздавали российские кинематографические премии "Ника". Киевский режиссер Роман Ширман, 53 года, возил на конкурс свою документальную ленту о Сергее Параджанове "Опасно свободный человек". Ее номинировали в разделе "Лучший фильм стран СНГ и Балтии". Вместе с двумя грузинскими фильмами — "Тбилиси, Тбилиси" Левана Закарейшвилли и "Прогулка в Карабах" Левана Тутберидзе и "Девичьим пастухом" узбека Юсупа Разикова и франко-португало-литовской лентой "Семь людей-невидимок" режиссера Шарунаса Бартаса. Жюри наградило ленту "Тбилиси, Тбилиси".
"ГПУ" встретилась с Романом Ширманом перед его поездкой в Москву.
— В десять утра у меня дома устроит? — предложил он. И объяснил: — Днем у меня лекции, а потом еще куча дел.
Встретил нас сам хозяин — в домашних тапочках и голубом джинсовом костюме. Подвел к маленькому журнальному столику в гостиной, заставленному призами.
— Это гран-при конкурса документального кино "Россия" в Екатеринбурге, — показывает статуэтку женщины на большом колесе. — Получил ее за свой фильм о Параджанове. А это — с фестиваля "Контакт". Вот — приз за лучший документальный фильм "Казнить палача", с телекинофорума в Ялте. А это — опять Екатеринбург, 1996 год: тогда был у меня фильм смешной, "Дерево под окном" назывался.
Мы садимся за стол посреди комнаты, застеленный зеленой скатеркой.
Дети побаивались его чудачеств
— У российских кинематографистов на "Нике" отдельные номинации, — объясняет режиссер. — Полнометражный фильм, документальный, короткий метр. А фильмы из СНГ и Балтии собраны в одну номинацию. Вряд ли документальная лента может победить четыре крепких художественных фильма! Но мы сделали правильный вывод, — смеется Ширман. — Я сейчас отложил документалистику и занялся игровым кино. Буду снимать семейную комедию "Игрушки злой судьбы". Частично ее будет финансировать государство, частично — эстонцы. Будем снимать в Прибалтике. Главные роли у Георгия Делиева и Владислава Троицкого, а музыку напишет Милош Елич из группы "Океан Эльзы". Это будет хорошее ироническое кино.
Правда, что сценарий Сергея Тримбача к фильму о Параджанове вы переписали?
— Первый закон кино — показать неожиданное. Человек, пришедший посмотреть фильм о Параджанове, готовится к грустной, трагической истории. А мы показываем веселую историю об изобретательном художнике. Параджанов не был ни Софоклом, ни Сахаровым. Это человек-карнавал. Я прочитал сценарий и немного изменил направление. С Тримбачем мы быстро договорились.
"Внутри" вашей документальной ленты есть мультфильм...
— Мы решили нарисовать басни о Параджанове. Что-то слышал я, что-то рассказал его близкий товарищ Кора Церетели. Параджанов, вроде бы, рассказывал о себе, что глотал бриллианты, которые ему присылал Папа Римский. Художник Ратна Сахалтуев сделал шикарные рисунки.
Кто еще помогал в работе над фильмом?
— Иван Драч у нас рассказывает, как Параджанов хронически не любил читать. Как-то он позвонил Драчу в два ночи: "Иван, представляешь, мне книжку подарили! Не могу даже видеть ее в своем доме, приедь забери, потому что не засну". Пришлось ехать. А когда мы попросили режиссера Романа Балаяна несколькими словами охарактеризовать Параджанова, тот только сказал: "Ну, он был таким опасно свободным человеком", — Ширман имитирует армянский акцент Балаяна.
А вы были знакомы с Параджановым?
— Как-то на киевском фестивале "Контакт" сидел рядом с племянником Параджанова Георгием. Он привез фильм о своем дяде, назывался "Я умер в детстве". Это была серьезная, трагическая работа в серых тонах. Георгий тогда заявил, что снимать о Параджанове имеет право только он, ведь он жил с ним в одном доме...
"Извините, но я тоже жил с Параджановым в одном доме!" — заявил я.
Когда мне было десять лет, мы жили в соседнем парадном с Параджановым, в доме на площади Победы. Дети побаивались его чудачеств. Он пробовал играть в наши игры, угощал нас инжиром.
В его подъезде жил мой товарищ. Дверь там была без стекла, все пролезали через дыру, не отворяя дверь. Но как-то стекло вставили. Я, не зная этого, вывалил его головой просто на улицу. Меня схватил милиционер: "Мальчик, ты чего хулиганишь?". Помню, как вдруг на плечо мне легла чья-то рука. Это был Параджанов. Милиционер спросил, его ли я сын. Параджанов подтвердил. "Тогда почему вы его так плохо воспитываете?" — отпустил меня страж порядка.
"Если бы я его плохо воспитывал, его бы здесь уже не было", — парировал Параджанов.
1952 — родился в Киеве
1975 — закончил режиссерский факультет ВГИКа
1978 — родилась дочка Юля
1991, 23 августа — трансляция по центральному ТВ фильма "Сталинский синдром"
1996 — преподаватель на режиссерском факультете Института имени Карпенко-Карого
2004 — вышла в свет книга "Телевизионная режиссура"
Комментарии