В начале января 51-летний Орест Фома и 37-летния Инесса Братущик выступали во Львовском оперном театре. Концерты пара посвятила 50-летию своего общего творчества. Встречаемся с певцами-супругами в "Венской кофейне" в центре Львова. Рядом что-то рисует в тетради их дочка Марианна, 10 лет.
— Мы с Инессой подсчитали, что в январе у нас полувековой юбилей нашей творческой деятельности, — говорит Орест Хома. — Я в 1977 году начал играть в ансамбле " Ватра". А Инесса в 1987-м стала соли сткой ансамбля "Мальвы". Тридцать и двадцать лет, вместе будет пятьдесят.
— Я начала петь в два года, — рассказывает Инесса. — Помню свою первую песню. Пела "Над землей летели лебеди" Мартынова, а в конце всегда плакала. В семь лет получила первый гонорар, рублей сорок. Накупила тогда конфет.
Родители Ореста хотели, чтобы сын стал медиком.
— На "Скорой помощи" отрабатывал, чтобы в мединститут поступить, — вспоминает. — Но уже тогда играл на танцах. Какая же то была учеба, если сразу после пар бежал в клуб. Поступил-таки на ветеринара. Проучился несколько курсов, а потом сказал маме: "Забирай документы, я еду на гастроли". Вместе с " Ватрой" ехали тогда 600 километров через всю тайгу. Выступали на Сахалине, Камчатке, в Биробиджане.
В " Ватре" также играли покойный композитор Игорь Билозир и переводчик "Гарри Поттера" Виктор Морозов. Потом Орест Хома выступала в ансамбле "Смерічка". В 1986 году группа в первый раз поехала за границу. На протяжении двух месяцев выступали перед советскими солдатами в Афганистане.
— Кабул, Кандагар, Абульсараж, — становится серьезнее Орест. — Перелеты все были ночью, потому что днем обстреливали. Дадут нам парашюты, летим, молимся. Но после тех гастролей перед нами открылась заграница.
Особенно запомнилась поездка в Индию.
Дадут нам парашюты, летим, молимся
— Когда ходили по городу, кагэ би сты нам давали отойти на несколько магазинов вперед, — рассказывает Орест. — Так я выменял фотоаппарат на большую лисью шубу. А еще как-то нанял ри кшу. Нам такого нельзя было — это же эксплуатация человека человеком. Но мне было интересно. За то, чтобы меня несколько минут поносили в люльке, заплатил десять рупий.
Дуэт выступает вместе 17 лет. 29 января 1990 года записали первую общую песню "Три дороги".
— Познакомились за год до того в Польше, — вспоминает Инесса. — Я была на гастролях с "Мальвами", а Орест — с театром "Не журись!". Во Львов возвращались одним автобусом. А затем начались общие концерты. Мы даже времени на свадьбу не имели. Расписались в обеденный перерыв. Свидетелями были работники загса. После росписи отобедали — и опять на концерт. Обвенчались только в 2000 году, да и то во время гастролей в Канаде.
— Ту церковь построили несколько украинских семей, — добавляет Орест. — После службы там все вместе со священником пьют чай, он играет детям на гитаре. Хотя в последнее время канадские украинцы стали очень равнодушными. Новая генерация не поддерживает традиций, языка украинского не знают. Итальянцев в Канаде живет меньше, но у них есть несколько своих телеканалов. А наши имеют на телевидении только один час в неделю.
— "Заслуженных" нам давали на высоте десять тысяч метров, — перебивает мужа Инесса. — Мы летели на Дни Украины в Таджикистане вместе с "Кроликами" — Мойсеенко и Данильцом. Вместе и получили звание.
Прошлой осенью дуэт выступал на фольклорном "Евровиденье" в ирландском городе Корк. Братущик и Хому туда пригласила Национальная радиокомпания Украины, солистами которой они являются. Украинцы впервые принимали участие в этом фестивале.
— После 60-минутного концерта девять радиосетей купили наши записи, — гордо говорит Инесса.
Комментарии