Дмитрий Богомазов, 43 года, — режиссер, один из активистов акции "Украина — зона культурного бедствия". Карьеру начинал в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Возглавляет театр "Свободная сцена", рядом с площадью Победы. Несколько его постановок получили премию "Киевская пектораль", призы международных фестивалей. Ставил представления в Одессе, Перми, Париже. Полагается больше на себя, а не на государство, потому его присутствие среди протестантов кажется странным. Первый вопрос к Богомазову: почему он здесь?
— Я не ищу "врагов культуры", — говорит он, — однако ощущение "зоны культурного бедствия" все-таки есть. Испокон веков есть потребитель культуры и ее производитель. А между ними — государство. Оно им или помогает, или мешает.
Но Тарасу Шевченко государство не помогало, даже наоборот.
— К Шевченко мы вернемся. А сначала закончим предыдущую мысль: согласны ли мы, что необходимо помогать культуре? Это важно знать, потому что под культурой у нас понимают очень разные вещи. Вот как есть "парк культуры и отдыха" — так и путают эти два понятия. А их стоит разделять. Если у богатого человека в доме картинки висят — это искусство? Нет, скорее, просто дизайн. Для комфорта. Но у нас часто считают культурой именно этот дизайн. Он есть везде — в живописи, музыке, литературе и театре. Это тот пласт деятельности, который государство, по-видимому, и не должно поощрять — он сам выживет. Как мода — ее поддерживает не государство, а люди, которые платят за красивые вещи. Следовательно, стоит заботиться лишь о культуре, которая связана с влиянием на мысль, на формирование личности. Если этого не делать — она начнет уменьшаться. И дело даже не в том, что Шевченко перестанет писать стихотворения — но и в том, прочитает ли кто-нибудь их.
В конечном итоге, писать можно "в ящик". А танцевать или играть спектакль "в ящик" невозможно. Есть виды искусства, которые не могут выжить при плохих условиях. И государство, понимая это, избирает определенную модель поведения. Например, власть имеет амбицию сделать Берлин культурной столицей Европы. Приезжаешь туда и видишь там много художников — из Парижа, Рима, Киева. Почему они все там? Потому что там художникам дешевле сдают мастерские. Так сделала власть. У нас власть, напротив, уравняла художников с бизнесменами в правах на аренду помещений. Конечно, художник никогда не выиграет у бизнесмена. Потому отсюда уезжают художники. Это и является бедой. Культурный слой делается тоньше, уменьшается качество и количество художественных явлений, событий, людей. А следующее поколение видит это и понимает, что у нас художник или актер — невостребованные. И следующее поколение к нам не придет. Следовательно, мы и дальше уменьшаем культурный слой. Это проблема, которую откладывать на потом нельзя.
Играть спектакль "в ящик" невозможно
Да, есть такие, кто не может при любых обстоятельствах не творить. Шевченко будет писать. Но трудно представить, что пишет лишь он. В культуре, чтобы было определенное качество, должна быть среда. Даже Шевченко писал для определенной культурной среды. Художник может быть полностью понятным лишь так. А остается сам — становится маргиналом. Сам это знаю — вокруг стало меньше людей моего поколения, моей профессии, и я начинаю восприниматься как маргинал, хоть по европейским меркам делаю совсем не маргинальный театр.
Недавно Троещина отказалась строить у себя помещение для театра "Свободная сцена". Чем это закончилось?
— Не знаю. Дело же не в том, хочу я на Троещину или нет. Вопрос в другом: город хочет, чтобы там был театр? Я туда не прошусь, мне и здесь хорошо. Но вдруг когда-то они спохватятся и построят театр на Троещине — буду ли я готов его взять? Я буду старше, скажу, что устал, отдайте младшему. А младшего у них уже не будет.
Здесь, возле площади Победы, "Свободной сцене" действительно хорошо?
— Были хлопоты с арендой помещения. Могли его потерять. Благодаря начальнику Управления культуры Киевской горадминистрации Светлане Зориной аренду продлили на три года.
Есть шутка: на министра культуры стоит брать лучших людей из любой команды. Если лучший Яценюк, его ставят "на культуру", а затем формируют все правительство.
— Для нас это долго будет шуткой. Государство не привыкло всерьез такое воспринимать. Расскажу одну историю. Когда-то назначили премьера (не буду называть имени), а Кабинет Министров еще не сформировали. Мы с коллегами подготовили письмо и сделали так, чтобы оно попало в руки нового премьера. В письме написали: просим, впервые в истории Украины, назначить министра культуры не по остаточному принципу. То есть — лучшего из вас, а не последнего. Что было дальше? Премьер взял письмо и говорит: "А, о культуре? Что ж, назначим министра культуры — пусть разбирается!" И так всегда.
Братья Капрановы призывают не пожимать руку Дмитрию
Табачнику
Позавчера 40-летние братья-издатели Капрановы провели пресс-конференцию, на
которой рассказали о чрезвычайном собрании "Украина — зона культурного бедствия",
которое состоялось в Киеве 30 ноября. 679 делегатов из всех областей Украины
составили Черный список врагов украинской культуры, в который внесли фамилии
восьми госслужащих. Среди них — э кс-ви це-премьеров Николая Азарова и
Дмитрия Табачника.
— Всю интеллигенцию мы призываем относиться к "врагам культуры", как к своим
личным врагам, — говорит Виталий Капранов. — Не рекомендуется пожимать им руку,
желать здоровья и поздравлять с праздниками. Мы лишим человека этого звания,
если он напишет заявление о раскаянии в своих преступлениях против культуры и
предоставит документы, которые засвидетельствуют, что он сделал что-то полезное
для культуры.
Звание "враг украинской культуры" не имеет юридического статуса, однако
Капрановы предлагают применять его наравне с другими титулами.
Черный список пополняется. Кто угодно может внести в него кандидатуру. Главное
— иметь документы, которые подтверждают преступные действия человека против
украинской культуры. Также была анонсирована ежегодная премия для
государственных и иностранных чиновников за хамство: "Золотой Намордник" и
"Золотой Ошейник". Конкурс проводится на сайте
http://cultura.net.ua/country.php. Вручение состоится в начале 2008 года.
Лера ЛАУДА
Комментарии