Режиссер 59-летний Олег Бийма создал 11 лент. За сериалы "Западня" и "Преступление со многими неизвестными" в 1996-м получил Шевченковскую премию.
На Контрактовой площади, около памятника Григорию Сковороде Олег Бийма садится за столик под зеленым тентом. Заказывает крепкий кофе еспресо.
— Скоро буду праздновать 40-летие с тех пор, как пришел на студию "Укртелефильм". Три года назад рейдеры пытались ее захватить. Мой имидж опытного режиссера и знакомства с небезразличными к украинскому кино влиятельными людьми спасли "Укртелефильм". Слава богу, теперь я уже не директор студии (Олег Бийма заместитель директора "Укртелефильма". — "ГПУ"). Это освободило меня от неприятных обязанностей — ходить на заседания, писать отчеты.
Месяц назад Олег Бийма начал съемки документальной ленты "Долгое покаяние".
— В начале ХХ века около Умани, в городке Дубовая, была зона оседлости евреев. Их там вырезали всех, две с половиной тысячи. Нет точной информации, кто их истребил. В тех местах ходили много российских, молдавских банд. Все чаще проскакивает в обществе мысль, что украинцы генетически ненавидят евреев. Я хотел исследовать толерантность украинцев к другим народам. Мы нашли свидетелей — бабушек, которым сейчас по 96–97 лет. Фильм снимаю на собственные средства. Получаю зарплату или какую-то премию, беру у знакомых машину и еду в Дубовую. Мой оператор 20-летний Виталий Билозир работает без копейки гонорара. Еще и подвозит членов съемочной группы на своем автомобиле.
Курит "Кемел". Говорит, что фотокамера корреспондента его сковывает.
— Хочу снять 10 серий детектива по роману Василия Шкляра "Ключ". 10 лет Василию уже обещаю. Планирую экранизировать новеллы из сборника "Нация" и роман "Солодка Даруся" Марии Матиос. На съемки нужно полмиллиона гривен. На студии имени Довженко за такие деньги сняли бы 10 минут. Я снимаю в десять раз раз дешевле. Работаю быстро, чтобы работа не успела надоесть. Сериалы "Ловушка" и "Преступление со многими неизвестными" сделал за пять месяцев. На другой студии снимали бы года два.
В 1996-м Олег Бийма создал 10-серийный фильм "Остров любви". Использовал любовные произведения классиков Михаила Коцюбинского, Владимира Винниченко, Марка Вовчка.
— Думаю, лента вызвала интерес не из-за эротики. Картина удалась, потому что я взял классную литературу. Хоть коллеги и говорили: "Хочешь снять плохой фильм, возьми украинскую литературу и наших актеров". Я задействовал 300 артистов. Мои ассистенты ездили по всей Украине, искали новые лица. Когда закончили сериал, начались наихудшие времена для отечественного кино. На том оно начало исчезать.
— Не предлагали актерам сниматься бесплатно?
Хочешь снять плохой фильм, возьми украинскую литературу
— Я до такой наглости еще не дошел. Но, думаю, они согласились бы. Богдана Сильвестровича (Богдан Ступка. — "ГПУ") нужно пару раз попросить, на третий он бы согласился. Я снимал его в двух лентах. Нам было интересно работать вместе. Жаль украинских актеров, которым приходится играть в плохих сериалах. Чтобы выжить, мой любимый Алексей Богданович должен сниматься в этом дерьме.
Комментарии
1