Восемь деревянных церквей карпатского региона попали в список мирового наследия ЮНЕСКО. Сессия комитета прошла 21 июня в Камбодже.
- Вам страшно, потому что первый раз, - говорит парень на велосипеде. Обгоняет нас на середине 25-метрового подвесного моста через реку Черная Тиса. Мост трухлявый, сильно раскачивается. - Наши ребята здесь даже на мотоциклах гоняют.
Мост ведет к церкви Вознесения Господнего в поселке Ясиня Раховского района на Закарпатье. Ее построили в 1824-ом. Реставрировали 42 года тому назад.
- Хоть церковь и хорошо выглядит, и все равно нуждается в ремонте. Ее укрыли пиленым гонтом. Он не такой долговечный, как колотый и уже требует замены, - рассказывает Николай Кошук, настоятель храма.
В церкви святого Юрия в городе Дрогобыч на Львовщине все стены расписаны. Это работы художника Стефана Маляра и двух сыновей в середине XVII в.
- Они пользовались лишь натуральными пигментами из глины и сажи, - рассказывает реставратор Лев Скоп, 59 лет. - Цвет клали лишь раз, потому все рисунки имеют легкость и потрясающую глубину. Есть целая серия росписей с историями об Адаме и Еве. На одной она подговорила его съесть яблоко, на второй - ангел выгоняет их из рая, а на третьей Адам бьет Еву. На росписях он одинаковый, а вот Евино лицо меняется. В начале она очень эротичная, а в конце - страшная. Раньше никто не делал из церкви комедию: можно - нельзя, канонически - не канонически. Рисовали так, как ложилось на душу. Всех, кто мучил апостолов, художники изобразили в тюрбанах или западноевропейских костюмах. После того, как здесь воцарилась советская власть, лица мучителей зарисовали, потому что были очень похожи на кагэбистов.
Пятиверхая церковь Рождества Пресвятой Богородицы стоит на холме в селе Нижний Вербиж Коломыйского района на Ивано-Франковщине. Невысокая, снаружи стены окрашены коричневым. Двор выложили мостовой.
- Пятиверхих больше нигде нет, - говорит исследователь церквей Василий Слободян, 62 года. - Раньше точно такая же была в соседнем селе Княжье. Ее сожгли коммунисты. Эту церковь построил плотник Григорий Семонюк в 1797-ом, ему тогда было 102 года. Он был казначеем в ватаге Довбуша. Когда банду разбили, Семонюк спрятался в этом селе. Точно неизвестно, сколько времени он возводил церковь. Одни говорят, работал полвека, другие - за два года. Если у мастера есть помощники, такую можно построить за сезон. Церковь возведена из ели. Кто-то рассказал о ней австрийскому цесарю и тот наградил Семонюка малой золотой медалью. Умер мастер в 114 лет.
Крыша покрыта жестью, на ней вычеканены орнаменты, цветы, кресты и лики святых.
- Жестью церковь укрыли в 1990 году. Это - дань моды. В те времена на Гуцульщине все заковывали в жесть. Это вредит дереву. Конденсат попадает на стены, и дерево гниет. Церковь надо перекрыть гонтой - деревянными дощечками с пасами. Одна гонтина стоит 5 гривен, их нужно 150 тысяч.
Сохранились 1500 деревянных церквей
- То грех, если бы наших церквей не было в этом списке, - говорит инициатор проекта 62-летний Василий Слободян из института "Укрзападпроектреставрация". - Начали заниматься этим в 2002-ом. Через семь лет поляки предложили сделать общее представление. На территории Польши сохранились 160 деревянных церквей, у нас - свыше 1500. Каждая сторона подала по восемь.
ЮНЕСКО выдвинуло много условий. Все храмы должны иметь сигнализацию против проникновения внутрь и противопожарную. Такие есть только в трех. Одна такая система стоит 25 тыс. грн. Сменные элементы - по 5 тыс., они необходимы ежегодно.
Как-то знакомые поляки решили проехать к церкви в селе Ужок. Звонят: "Ты указал неправильный путь. Здесь нет дороги". Там ее действительно нет. В этом году в Ужке было ралли по бездорожью.
Комментарии