Поэт 56-летний Тарас Федюк заказывает эспрессо в столичной кофейне "Кофе Хаус". Говорит, что ночью будет работать над новым сборником, поэтому нужно быть бодрым.
Он автор поэтических книг "Південні хрещаті сніги", "Золото інків", "Обличчя пустелі", "Трансністрія", "Горище". В 2007-м получил Шевченковскую премию за сборник "Обличчя пустелі". Перед тем поспорил с сыном.
— Сын как-то спросил: "А почему ты до сих пор не лауреат? Значит, ты не поэт?". Мы и поспорили на ящик коньяка, что через три года я получу Шевченковскую премию. И таки получил. Коньяк, конечно, я сыну простил.
В прошлом году Федюк вышел из Шевченковского комитета. Поэт публично возмутился, что наивысшее государственное отличие в литературе не дали новеллисту Василию Портяку.
— Я не выходил из комитета. Меня оттуда "вышли". Правда, в хорошей компании — Роман Виктюк, Олег Скрипка, Мария Матиос, Михаил Слабошпицкий... Президент назначил нового главу — Бориса Олийныка. А он уже подбирал состав комитета под себя.
Почему из года в год повторяется одно и то же — премию дают не за достижение, а тому, до кого дошла очередь?
— "Очереди" там действительно существуют. Когда Василий Герасимьюк в первый раз номинировался на это отличие, тогдашние члены комитета сказали, что он еще молод и может подождать, а у Петра Скунца это, мол, последний шанс. Бывало, что к членам комитета подходили приятели номинанта и тихонько намекали: "Этот поэт очень хороший, может, ты за него проголосовал бы?". Я таким никогда не занимался и всегда открыто на заседаниях говорил о своих симпатиях или антипатиях.
Тарас Федюк раскрывает прихваченную на разговор книжку-дневник Федора Овчаренко, секретаря УК КПУ, и зачитывает запись от 23 февраля 1971 года. Она о том, как автор встретился с Корнийчуком, Новиченко и Гончаром. "Обсуждали, кому дать Шевченковскую премию. Решили — Корнийчуку (театр Франко). Гончар поддержит Козаченко и Зарудного". Закрывает книгу и продолжает:
— В советское время денежная часть премии составляла 3 тысячи рублей. За них можно было купить "запорожец". Но драка за премию тогда поднималась не из-за денег. Лауреат, кроме медали и денег, получал привилегии — его произведения издавали огромными тиражами, писателю давали большую квартиру, дачу, путевки в санаторий.
Сейчас премия превышает 100 тысяч гривен. Тогда как в России, например, государственная премия составляет 5 миллионов рублей. Это где-то 180 тысяч долларов. За них лауреат уже может что-то купить. Когда я получил премию, задумался: пропить — много, а купить что-то — невозможно. Тогда же в долларах это было аж 26 тысяч. Сделал ремонт в новой квартире.
Знаю, что не так давно в Кабмин подали письмо, где предлагают назначать приличную пенсию лауреатам Шевченковской премии. Но не думаю, что нынешняя власть прислушается к такому предложению. Политики, наверное, считают, что раз Шевченко плохо жил, то лауреаты его имени тоже должны.
Может, основать альтернативную премию по литературе?
— Для этого должны родиться предприниматели типа Альфреда Нобеля. У нас таких благотворителей нет. В Шевченковский комитет нужно ввести только тех, кто имеет неоспоримый художественный вкус, моральный авторитет. Потому что нельзя голосовать за присуждение награды родной жене.
Комментарии
1